Трудовое право. Заполнение. Отпуск. Трудовой договор. Увольнение

Абу бакр ар разе и его труды. Ар-Рази: теолог, врач, философ и химик. Вклад в развитие медицины

Пророк Мухаммад (с.г.в.) опирался в своей деятельности на помощь большого числа сподвижников. Однако это стало возможным только с течением времени, когда ислам усилиями самых первых мусульман по-настоящему окреп и стал стремительно распространяться.

Активнейшим деятелем той поры был Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.), которого наряду с этим можно считать первым взрослым мужчиной-мусульманином (после самого Мухаммада, с.г.в.). Его настоящее имя - Абдулла, но есть и другой вариант - Атик, т.е. «освобождённый от мучений». Второе имя ему было дано после прижизненного известия, пообещавшего ему прямое попадание в Рай. Прозвище Абу Бакр - «отец целомудрия» - закрепилось за этой исторической личностью благодаря Заключительному посланнику Всевышнего (с.г.в.). Ас-Сиддик, в свою очередь, переводится как «утверждающий правильность». Такого эпитета он был удостоен за крепкую и безукоснительную веру в действительность пророческой миссии своего соратника.

Биография Абу Бакра

Родился Ас-Сиддик в 572 году (по Милади). Уже до начала пророческой миссии Мухаммада (с.г.в.) он входил в число наиболее уважаемых мекканцев благодаря своей успешной предпринимательской деятельности. Кроме того, люди зачастую обращались к Абу Бакру как к третейскому судье, поскольку тот умел справедливо разрешать самые запутанные, сложные споры. Его честность и нравственность стали фундаментом прочной дружбы с Посланником Аллаха (с.г.в.). Собственно, именно ему посчастливилось стать одним из первых людей, кому Милость миров Мухаммад (с.г.в.) поведал о своей миссии.

Согласно различным источникам, Абу Бакр (р.а.) является либо первым взрослым мужчиной, принявшим ислам (Али ибн Абу Талиб, р.а., стал мусульманином в 10-летнем возрасте - прим. IslamGlobal ), либо вторым (после Зайда ибн Хариса, р.а.). Практически сразу после произнесения шахады он стал использовать своё влияние и богатство на пользу религии, выкупая рабов, ставших мусульманами, и освобождая их. Кроме того, Абу Бакр (р.а.) своим чутким и исключительно уважительным отношением к окружающим сподвигнул впоследствии принять религию Аллаха известных людей, сделавших для ислама много полезного - Усмана ибн Аффана (р.а.), Тальху ибн Убайдиллаха (р.а.), Саада ибн Абу Ваккаса, Абдуррахмана ибн Ауфа и других.

Достоинства первого праведного халифа

Об особом статусе ас-Сиддика (р.а.) говорит хотя бы то обстоятельство, что именно он стал первым руководителем мусульманского халифата после ухода в мир иной Пророка Мухаммада (с.г.в). Вопрос занятия этого поста спустя годы заметно политизировался, эпопеей чего стал религиозный раскол на . В этой связи приведём некоторые доводы, которые объяснят, почему статус Абу Бакра (р.а.) столь высок.

1. В Благородном Коране имеется упоминание его личности Самим Творцом:

«Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику: "Не скорби, ибо Аллах - с нами". Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах - Могущественный, Мудрый» (9:40)

Здесь приводится отсылка к известной истории переселения мусульман из Мекки в Медину. Посланника Всевышнего (с.г.в.) в пути сопровождал именно Абу Бакр (р.а.). Стремясь уберечь свои жизни от преследователей, они спрятались внутри горы, куда впоследствии пришли мекканские язычники. Оба были практически на волоске от обнаружения и смерти, но в самый опасный момент произошло чудо: мекканцы обратили внимание на паутину на входе в пещеру и решили, что раз так, в неё никто не мог недавно войти, и продолжили свои поиски в иных местах. 2. В другой части Корана также фактически упоминается Абу Бакр (р.а.):

«ОтдалЁн будет от него богобоязненный, который раздаёт своё богатство, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. Он непременно будет удовлетворён» (92:17-21)

Кто ещё из числа людей может похвастаться столь высокой честью быть упомянутым в тексте Священной Книги? 3. В хадисах также имеется большое количество свидетельств о высоком статусе ас-Сиддика (р.а.). Как-то раз к Пророку (с.г.в.) пришла женщина. Перед уходом она спросила, к кому обращаться в следующий раз, если к тому времени сам Мухаммад (с.г.в.) уже покинет сей мир. Он ответил: «Если не сможешь найти меня, то обращайся к Абу Бакру» (Бухари). А в другом достоверном изречении говорится, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) охарактеризовал Абу Бакра (р.а.) как своего самого близкого в плане дружбы человека. 4. Али ибн Абу Талиб (р.а.) назвал первого праведного халифа лучшим среди мусульман после Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), о чём упоминается в сборниках того же Бухари и Муслима. 5. Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.) был готов пожертвовать собственной жизнью ради спасения Пророка (с.г.в.), тратил большие денежные суммы на освобождение своих единоверцев от . Кроме того, он породнился с Мухаммадом (с.г.в.), сначала отдав на воспитание свою дочь Айшу (р.а.), а потом выдав её за него замуж. Жизненный путь одной из самых важных в истории ислама персон прервался в возрасте 63 лет. Его похоронили в Медине, рядом с Пророком Мухаммадом (с.г.в.).

Учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился приблизительно в 865 году в городе Рей, являвшимся в то время одним из научно культурных центров, который расположен недалеко от Тегерана (Иран). Получив начальное образование от своего отца, который также обладал немалыми знаниями, Ар-Рази отправился в странствие по таким городам как Хорезм, Самарканд, Ходжент, Газна для получения новых знаний. Здесь он изучал философию, метафизику, поэзию и алхимию, получив при этом весьма разностороннее образование. В свои 30 лет Ар-Рази отправляется в Багдад для изучения медицины. Прославившись на этом поприще и заслужив репутацию искуссного лекаря, он руководил клиникой в Рее, а затем в Багдаде.

Ар-Рази впервые ввёл во врачебную практику составление истории болезни отдельно для каждого больного. Он стал первым применять вату при перевязках и именно он изобрел ряд медицинских инструментов, среди которых были уникальный инструмент для извлечения инородных тел из глотки, нитки для сшивания ран приготовленные из внутренностей животных. Ар-Рази говорил, что один врач не может вылечить все болезни и еще тогда считал, что необходима специализация врачей, причем успешно практиковал такое разделение в клиниках которыми руководил сам. Также он составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них. Ар-Рази составил справочник медицинской помощи и самопомощи для малоимущих слоев населения. Причем он порой не брал денег за обследования пациентов, если те принадлежали к малообеспеченным слоям и нередко сам помогал материально нуждающимся.

Ар-Рази занимался изучением оспы и кори, первым подробно описавший эти недуги, он отметил невосприимчивость к повторному заболеванию человека и первым применил оспопрививание, так называемую вариоляцию. Он был первым аллергологом, определивший причины аллергии у человека. Ар-Рази первым удалил катаракту глаза, занимался изучением механизма зрения человека.

Основными и фундаментальными трудами по медицине Ар-Рази считаются 20-томный «Аль-Хави» и 10 томная «Китабуль-Мансур», которые позже попавшие в Европу через мусульманскую Испанию были переведены на латынь и служили учебниками и справочниками европейской медицины на протяжении долгих столетий.

Но Ар-Рази был не только талантливым медиком, но и весьма успешным химиком. Некоторые считают его прародителем и основателем исламской научной химии. Еще в молодости Ар-Рази начал заниматься опытами облагораживания металлов.

Ар-Рази считал, что главной задачей алхимии является трансмутация металлов при помощи так называемого «эликсира», которая возможна путем операции получения «основы» металла. Также одной из основных задач алхимии, по его мнению, должна заниматься получением из обычных камней кварца и стекла, драгоценных камней. Основными элементами, составляющими металлы, Ар-Рази, считал ртуть, серу, соль.

Ар-Рази разделил все известные вещества на три больших класса: 1) землистые (минеральные), 2) растительные и 3) животные.

Минеральные вещества он, в свою очередь, делит на шесть групп:

1) Духи: различные спирты, ртуть, нашатырь, аурипигмент, серу и прочие летучие вещества.

2) Тела, то есть металлы: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец и цинк.

3) Камни. всего их тринадцать видов.

5) Бораки которых шесть видов.

Растительные он считал мало применимыми, а из числа животных веществ он выделяет волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, мочу, яйца, раковины и рог.

Ар-Рази описал различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование, дистилляцию, сублимацию, амальгамацию, растворение, сгущение.

Ар-Рази был автором 184 сочинений по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии из которых до нас дошло 61. Большое количество его трудов было перенято европейцами и служило еще не одному поколению ученых, сумевших вывести европейскую культуру и науку из эпохи невежества и мрака.

Великий целитель, химик и мыслитель Ар-Рази скончался примерно в 925 году.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (латинизированное имя Разес, Rhazes) родился в персидском городе Рее, близ Тегерана.

Его учение основано на пяти вечных началах: творце, душе, материи, времени и пространстве. Он постулировал существование абсолютного пространства и абсолютного времени, образование материальных вещей объяснял сочетанием неделимых частиц.

Авиценна встретился с ним в конце жизни Абу Бакра и считал его своим учителем и другом. Ар-Рази до «Канон врачебной науки» Авиценны создал многотомный труд, названный им «Вместилище знаний по медицине - «Ал-Хави».

Ар-Рази замечательно описал признак таких заболеваний, как проказа, малярия, туберкулез, бешенство. Он впервые указал различие между корью и оспой. Он дал подробное описание симптомов оспы.

Конечно, Авиценна широко воспользовался «Ал-Хави» при написании своего медицинского канона. Многие книги Ар-Рази была переведена на латинский язык и выдержала много изданий в разных странах Европы.

Ар-Рази интересовался широким кругом проблем, связанных с медициной. Он думал над загадками диагностики и написал работу «Почему отрезанные части тела вновь не вырастают».

Когда правитель Багдада спросил главного своего врача Ар-Рази в какой части города, по его мнению, следует выстроить приют для больных, тот дал примечательный совет. Нужно развесить в разных частях города куски свежего мяса, сказал Ар-Рази, и там, где оно испортится в последнюю очередь, надлежит находиться больнице. Конечно, Ар-Рази не знал еще о существовании микробов, но опыт, наблюдения и размышления подсказали ему такое правильное решение.

Однажды к нему привели умирающего больного с кровохарканьем. Ему говорили, что он по воле Аллаха приговорен к смерти. Ар-Рази не отказался от пациента, несмотря на такой приговор. Он внимательно осмотрел больного и не обнаружил по его пульсу ничего плохого, что могло бы послужить непосредственной причиной заболевания.
– А какую воду пьете? – спросил он у больного.
– Болотную, – услышал он неожиданный ответ.
– Болотную, вот как… А не мог ли он вместе с водой нечаянно проглотить и пиявку?
Ар-Рази дал своему пациенту травку под названием «лягушачья шерсть», чтобы вызвать у него обильную рвоту. В результате этой процедуры пиявка вышла наружу, и пациент выздоровел.

Ар-Рази говорил: «Образовывает не только чтение, но и способность прочитанное и осознание истины применить к отдельным случаям».
Ар-Рази дожил только до шестидесяти лет. В конце жизни ослепшего, и лишенного средств к существованию, как настоящего медика, волновала проблема долголетия. Его исследования были изложены в книге «Почему очень мало людей достигает пожилого возраста».

Для гносеологии ар-Рази (т.е. учении об ах знания) характерны: отказ от слепого следования авторитетам, борьба с мистическими предрассудками в истолковании природных явлений, упор на экспериментальные методы исследования, вера в беспрерывный прогресс человеческого знания

Следуя учению Платона о душе, ар-Рази в своей «духовной медицине» призывает подчинять растительную душу (источник вожделений) и животную душу (источник гнева) душе разумной и во всем соблюдать меру.

Поскольку разумом наделены все люди, учил он, нет нужды в пророках, якобы ведущих людей по праведному пути на основе принципов, черпаемых из иного источника, нежели человеческий разум. Притязание на монопольное владение истиной каждого из множества вероучений, объявляющих основателей других религий обманщиками, ведет только к конфликтам и войнам.

Поэтому ни одна группа людей не имеет права диктовать свои убеждения другим, ссылаясь на авторитет своего пророка. Ар-Рази вскрывает противоречия как между различными религиями, одинаково притязающими на божественное происхождение, так и внутри каждой из них.

Священное Писание, заявляет он, – это собрание древних легенд, полных неувязок и нелепостей, и верить в них могут разве что дети, женщины и умалишенные мужчины.

Причину живучести религиозных предрассудков мыслитель видит в силе традиций и привычки, а также во влиянии, которым пользуются в государстве священнослужители, насаждающие эти предрассудки в народе и чинящие кровавую расправу над разоблачающими их вольнодумцами.

Учение ар-Рази, подрывающее авторитет пророков, вызвало возмущение не только среди суннитских богословов-догматиков, но и у исмаилитов, поскольку и их религиозно-политические взгляды покоились на авторитете имамов. Возможно, идеи ар-Рази легли в основу написанного на латинском языке памфлета «О трех обманщиках» (о Моисее, Иисусе и Мухаммаде).

Ар-Рази в Персии, а также во многих городах, расположенных на территории современных Узбекистана и Таджикистана получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию, магию и алхимию. Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира».

В 30-летнем возрасте он отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии – всего, очевидно, 184 сочинения (до нас дошло 61); многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в X – XIII вв.

В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению; путь к этому – изучение философии. Атомизм Ар-Рази близок атомизму Демокрита.

Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Свойства веществ, состоящих из четырех начал Аристотеля, определяются размерами составляющих их атомов и пустот между ними.

Величина пустого пространства между атомами самих четырех начал определяет их естественное движение. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух – вверх.

Теорию четырёх стихий первым начал разрабатывать Эмпедокл, который считал, что элементы материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды); эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение. Позднее концепция четырёх стихий развивалась такими выдающимися философами, как Платон и Аристотель.

По Платону, элементы, являющиеся различными проявлением первичной материи, способны к взаимопревращениям. Платон привлекал геометрию многогранников для объяснения таких свойств материи, как твёрдость, плавкость, воздухообразность, огнеобразность.

При этом земле ставился в соответствие куб, воде - икосаэдр, воздуху - октаэдр, огню - тетраэдр. Пятому возможному правильному многограннику -додекаэдру, по мнению Платона, соответствовал пятый элемент, который использовал Логос, чтобы создать небесные тела.

Согласно Аристотелю, каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии - определённое сочетание основных качеств - тепла, холода, влажности и сухости:
Тепло + сухость = Огонь
Тепло + влажность = Воздух
Холод + влажность = Вода
Холод + сухость = Земля

4 элемента вокруг Земли (Terre): Вода (Eau), Воздух (Air), Огонь (Ferre)

В натурфилософии Аристотеля также предполагалось существование пятого элемента, (квинтэссенции) - эфира, или начала движения. Геоцентрическая космология Аристотеля включала предположение, что вокруг центра Вселенной (центра Земли) расположены последовательно сферы четырёх элементов в порядке уменьшения их тяжести - земли, воды, воздуха и огня; выше их расположены небесные сферы.

Согласно современной науке, этим четырём элементам можно приблизительно сопоставить четыре агрегатных состояния вещества соответственно: твёрдое, жидкое, газообразное и плазменное. Понятиям литосфера, гидросфера, атмосфера и магнитосфера также можно поставить в соответствие аристотелевские сферы четырёх элементов.

В этике Ар-Рази выступал против аскетизма, призывал к активной общественной жизни, считая образцом Сократа. Ар-Рази критиковал все существовавшие в его время религии. Истина, по Ар-Рази – едина, религий – множество, следовательно, все религии ложны; надо читать не Священное писание, а книги философов и учёных. Антиклерикальные высказывания Ар-Рази вызвали яростные нападки мусульманских мыслителей X – XI вв., в частности Фараби.

Среди алхимических сочинений Ар-Рази наиболее известны «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Ар-Рази, очевидно, хорошо знал труды греческих философов и произведения александрийских алхимиков; он изучил и оригинальные сочинения арабских авторов VIII и IX вв.

Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла. Кроме того, алхимия должна заниматься получением из «обычных» камней (кварца и стекла) драгоценных камней.

Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал ртуть и серу, однако он добавлял к ним еще третий принцип – «соль». Это представление о составе металлов получило в дальнейшем широкое распространение в европейской алхимической литературе.

Арабский учёный Абу Муса Джабир ибн Хайян (латинизированное имя – Гебер) родился в г. Туси, провинция Хорасан, Иран, в семье аптекаря Хайана аль Азди, происходившего из Йемена. Сведения о жизни и деятельности Джабира ибн Хайяна крайне разноречивы; большую часть жизни он, видимо, провёл в г. Куфа на территории сегодняшнего Ирака.

Полагают, что сам Джабир ибн Хайан является автором всего нескольких работ из сотен алхимических трактатов, подписанных его именем. Алхимия в этих трактатах следует идеям Аристотеля о четырех элементах-стихиях, носителях четырех качеств: теплоты, холода, влажности и сухости. Многие из этих трудов носили теоретический или мистический характер, в других приводились подробные описания лабораторных экспериментов.

Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах.

Из разнообразных веществ, встречающихся в природе, в центре внимания Джабира находятся семь металлов; много внимания он уделяет и минералам. Чтобы дать характеристики свойств всех этих веществ, в особенности таких специфических свойств металлов, как плавкость, ковкость и металлический блеск, Джабиру явно недостаточно четырех аристотелевых элементов-стихий.

Поэтому Джабир предлагает ртутно-серную теорию происхождения металлов: вводит представление о начале металличности (ртути) и начале горючести (серы) как двух составных частях металлов. Сера рассматривается им в качестве принципа горючести, ртуть – принципа металличности. Джабир считает, что ртуть является «душой» металла.

Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые же – ртуть. Сера и ртуть, соединяясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов. Золото как наиболее совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях.

В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. «Созревание» золота можно ускорить с помощь некоего «медикамента» или «эликсира», который приводит к изменению соотношения ртути и серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро.

Джабир ибн Хайян описывает также различные химические операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), а также некоторые химические препараты (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.), излагает способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил.

Трактаты Джабира имели чрезвычайно высокий авторитет и влияние как в арабской, так и в западноевропейской алхимии; однако следует отметить, что такие знатоки арабской алхимической литературы, как Альберт Великий и Роджер Бэкон, совершенно не упоминают его в своих сочинениях.

В XIV в. в Европе получили широкое распространение приписываемые Джабиру сочинения «Сумма совершенств, или учение о высоком искусстве облагораживания металлов» («Summa perfectionis»), «Книга об исследовании облагораживания металлов» («Liber de investigatione perfectionis»), а также «Книга о философских печах» («Liber fornacum») и др.

По-видимому, эти трактаты, которые никак не могли принадлежать Джабиру ибн Хайяну, написаны в XIV в. испанским алхимиком, подлинное имя которого осталось неизвестным. От имени легендарного арабского учёного Псевдо-Гебер систематически излагает сведения по теории и практике алхимии.

В сочинениях Псевдо-Гебера приводится множество сведений из области практической алхимии. В частности, описывается аппаратура для различных химических операций: дистилляции, сублимации, фильтрации, коагуляции (отверждение) и других, а также способы отделения золота от серебра и серебра от свинца.

Исторически важно и то, что Псевдо-Гебер описывает сильные минеральные кислоты, в частности, азотную кислоту, которую впоследствии стали называть «крепкой водкой» (aqua fortis). Здесь же описывается серная кислота и «царская водка» (aqua regis), которая получалась перегонкой селитры, купороса, квасцов и нашатыря.

В своих сочинениях Ар-Рази описывает различные химические аппараты и приборы и химические операции. В «Книге тайн» он делит весь материал алхимии на три раздела: 1) Познание вещества, 2) Познание приборов и 3) Познание операций.

Ар-Рази впервые в истории химии предпринял попытку классифицировать все известные ему вещества. Он разделяет их на три больших класса:
1) землистые (минеральные),
2) растительные
3) животные.
Минеральные вещества в свою очередь, он делит на шесть групп:
1) «духи»
(спирты, летучие вещества), к этой группе он относит ртуть, нашатырь, аурипигмент или реальгар, и серу;
2) «тела» (т. е. металлы), всего их семь:
золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, и «харасин» (вероятно, цинк);
3) «камни», всего их тринадцать:
марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло;
4) купоросы, их шесть видов: черный купорос, квасцы, белый купорос (вероятно, цинковый), зеленый купорос, желтый, красный (сульфат железа);
5) «бавраки» - соды, которых также шесть видов;
6) «соли».

Растительные вещества Ар-Рази не перечисляет, упоминая лишь о том, что они редко употребляются. Но он в тридцать летнем возрасте, изучил медицину и позднее написал огромную фармакогнозию для всех времен «Сайдана».

Из животных веществ он выделяет 10: волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рог.

Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, аламбики, воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.

Ар-Рази описал и различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгамацию, растворение, коагуляцию (сгущение).

Основные работы Ар-Рази по медицине – 23 томная книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» – своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке; переведённые на латинский язык, они в течение столетий служили руководством для врачей.

В труде «Об оспе и кори» Ар-Рази, дал классическое описание этих болезней, отметив невосприимчивость к повторному заболеванию; применял оспопрививание (вариоляцию). Считают, что Ар-Рази впервые ввёл составление истории болезни для каждого больного. Первым описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки, одним из первых начал применять вату при перевязках и кетгут при сшивании ран.

Составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них. Автор работ о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др.

Сочинения Ар-Рази вскоре проникли в арабскую Испанию и в дальнейшем были переведены на латинский язык и особо почитались западноевропейскими алхимиками.

ок. 865 г. до н. э. – ок. 925 г. до н. э.

Находясь в самом центре средневекового мира, Арабский Восток в течение нескольких веков собирал воедино, хранил и развивал наследие греческой, римской, индийской и китайской медицины. Мудрость, известную искусным врачам времен халифатов, западноевропейская медицинская школа познала лишь многие десятилетия спустя.

Вклад в медицинскую науку:

Один из основоположников медицины

Первое описание оспы и кори

Введение в практику прививок от оспы

Введение в практику заполнения истории болезни

Вклад в развитие медицины:

Основы общей медицины

Инфекционные болезни и эпидемиология

Хирургия

Химия и фармакология

В 20-е годы IX века сын легендарного гаруна аль-Рашида Халиф аль-Мамун в Багдаде основал Дом мудрости – научно-религиозную академию, в составе которой имелись обширная библиотека, а также одна из лучших по тем временам обсерватория. Выдающийся правитель считал, что управлять государством невозможно без поддержки ученых мужей. Из всех областей халифата в Багдад стекались лучшие умы в области философии, астрономии, медицины, математики, алхимии. С древних языков на арабский переводились труды античных ученых, в том числе основоположников медицины: Гиппократа, Галена, Диоскорида.

Примерно в 865 году н. э. в крупнейшем городе Ирана Рее на свет появился ученый, имя которого спустя годы будут с уважением произносить врачи далеко за пределами халифата, – Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ap-Рази. О его детстве и юности достоверных данных практически не осталось. Известно, что он усердно изучал философию, алхимию, метафизику и поэзию. Некоторые средневековые авторы утверждают, что Ap-Рази был золотых дел мастером и, как все алхимики, одержимо занимался поисками философского камня. В этом историки видят истоки его особого интереса к химии, которой он посвятил более 20 своих научных трудов. Основной причиной того, что, будучи уже зрелым человеком (старше 30 лет), Ap-Рази приступает к изучению медицины, ряд биографов называет намерение ученого вылечить поврежденные в результате многочисленных химических опытов глаза. Ap-Рази отправляется в Багдад, где овладевает основами медицинского искусства. Через несколько лет ему, к тому времени прозванному арабским Галеном, было доверено руководство клиникой в Багдаде, а затем и в родном его городе – Рее. У Ap-Рази был свой оригинальный способ определения наиболее подходящего места для постройки больницы: в разных частях города он развешивал куски мяса, после чего в течение нескольких дней наблюдал, где оно дольше не подвергается разложению. Это место ученый и считал наилучшим.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Абу́ Бакр Муха́ммад ибн Закария́ ар-Рази́ (около , Рей - около , там же) - персидский учёный-энциклопедист, врач , алхимик и философ . Многие сочинения Ар-Рази в дальнейшем были переведены на латинский язык и получили широкую известность и признание среди западноевропейских врачей и алхимиков. В Европе известен под латинизированными именами Разес (Rhazes ) и Abubater .

Биография

Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился в персидском городе Рее , близ Тегерана . В Персии он получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию , метафизику , поэзию и алхимию . Ещё в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира ». В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад , где изучал медицину . Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде . Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике , теологии , логике , медицине, астрономии , физике и алхимии - всего 184 сочинения, из которых до нас дошло 61; многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в -XIII вв.

Учение

Философия

В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма , лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению; путь к этому - изучение философии. Атомизм Ар-Рази близок атомизму Демокрита ; Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Свойства веществ, состоящих из четырех начал Аристотеля , определяются размерами составляющих их атомов и пустот между ними. Величина пустого пространства между атомами самих четырёх начал определяет их естественное движение. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух - вверх.

В этике Ар-Рази выступал против аскетизма , призывал к активной общественной жизни, считая образцом Сократа . Ар-Рази критиковал все существовавшие в его время религии : истина - едина, религий - множество, следовательно, все религии ложны. Источником истины, по мнению Ар-Рази, должны стать книги философов и учёных, а не Священное Писание . Антиклерикальные высказывания Ар-Рази вызвали яростную критику со стороны мусульманских мыслителей -XI веков , в частности Аль-Фараби .

Алхимия и ятрохимия

Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира », осуществляемая через операцию получения «основы» металла. Кроме того, алхимия должна заниматься получением драгоценных камней из «обычных» (кварца и стекла). Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру , считал , однако он добавлял к ним ещё третий принцип - «Соль». Это представление о составе металлов получило в дальнейшем широкое распространение в европейской алхимической литературе.

В своих сочинениях Ар-Рази описал различные химические аппараты и приборы и химические операции. В «Книге тайн» он разбил весь материал алхимии на три основных раздела:

  1. Познание вещества
  2. Познание приборов
  3. Познание операций.
  • «духи» (спирты, летучие вещества); к этой группе он относил , нашатырь , аурипигмент или реальгар , и серу ;
  • «тела» (то есть металлы), всего их семь: золото , серебро , медь , железо , олово , свинец , и «харасин» (вероятно, цинк);
  • «камни», тринадцать видов: марказит, марганцовая руда, бурый железняк , галмей, ляпис-лазурь , малахит , бирюза , красный железняк , белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда , гипс и стекло ;
  • купоросы , шесть видов: чёрный купорос, квасцы , белый купорос (вероятно, цинковый), зелёный купорос, жёлтый, красный (сульфат железа);
  • «бораки», шесть видов: хлебная бура (вероятно, поташ), натрон (сода), бура ювелиров, «тинкар» (род мыла, применявшегося при пайке металлов), зараванская бура, арабская бура;
  • «соли», одиннадцать видов: хорошая соль (поваренная), горькая (возможно, мирабилит или английская), каменная, белая, нефтяная, индийская, китайская соль, поташ, соль мочи, известь и соль золы.

Растительные вещества Ар-Рази не перечислял, упоминая лишь о том, что они редко употребляются. Из животных веществ он выделял десять: волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рог.

Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, алембики (перегонные кубы), воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.

Ар-Рази описал и различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию , фильтрование , дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию , сублимацию , амальгамирование, растворение, коагуляцию (сгущение).

Медицина

Основные работы Ар-Рази по медицине - книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» - своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке. Будучи переведёнными на латинский язык , они в течение нескольких столетий служили руководством для врачей. Ар-Рази также составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них, написал труды о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др.

Ар-Рази одним из первых высказал предположение об инфекционной природе некоторых заболеваний. В труде «Об оспе и кори » он дал классическое описание этих болезней, особо отметив невосприимчивость к повторному заболеванию; применял оспопрививание для предотвращения заболевания. Ар-Рази ввёл в медицинскую практику составление истории болезни для каждого больного, использование гипсовой повязки для иммобилизации конечности при переломах. Одним из первых начал применять вату при перевязках и кетгут при сшивании ран; описал специальный инструмент для извлечения инородных тел из глотки.

Математика и астрономия

Ар-Рази был сторонником математического атомизма, учение о котором было изложено им в «Книге о времени и пространстве». Он написал также «Трактат о том, что факт несоизмеримости диагонали квадрата со стороной не относится к геометрии».

Известен также ряд трактатов Ар-Рази о сферической природе Земли, звёзд и космоса в целом.

Напишите отзыв о статье "Абу Бакр Мухаммад ар-Рази"

Примечания

Литература

  • Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX века. - М.: Наука, 1969. - 455 с.
  • Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. - М.: Наука, 1980. - 399 с.
  • Большая советская энциклопедия. В 30 тт.

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Абу Бакр Мухаммад ар-Рази

Я вдруг резко почувствовала, как по спине потянуло ледяным холодом – что-то было не так, что-то должно было вот-вот случиться... Мне дико хотелось закричать!.. Как-то предупредить... Но я понимала, что не могу им помочь, не могу протянуть руку через века, не могу вмешаться... не имею такого права. События, развивающиеся передо мною, происходили очень давно, и даже если я смогла бы сейчас помочь – это уже явилось бы вмешательством в историю. Так как, спаси я Магдалину – изменились бы многие судьбы, и возможно, вся последующая Земная история была бы совершенно другой... На это имели право лишь два человека на Земле, и я, к сожалению, не была одной из них... Далее всё происходило слишком быстро... Казалось, даже – не было реально... Холодно улыбаясь, человек по имени Рамон неожиданно схватил Магдалину сзади за волосы и молниеносно вонзил в её открытую шею узкий длинный кинжал... Послышался хруст. Даже не успев понять происходящего, Магдалина повисла у него на руке, не подавая никаких признаков жизни. По её снежно белому одеянию ручьём струилась алая кровь... Дочь пронзительно закричала, пытаясь вырваться из рук второго изверга, схватившего её за хрупкие плечи. Но её крик оборвали – просто, будто кролику, сломав тоненькую шею. Девочка упала рядом с телом своей несчастной матери, в сердце которой сумасшедший человек всё ещё без конца втыкал свой окровавленный кинжал... Казалось, он потерял рассудок и не может остановиться... Или так сильна была его ненависть, которая управляла его преступной рукой?.. Наконец, всё закончилось. Даже не оглянувшись на содеянное, двое бессердечных убийц бесследно растворились в пещере.
С их неожиданного появления прошло всего несколько коротких минут. Вечер всё ещё был таким же прекрасным и тихим, и только с вершин голубеющих гор на землю уже медленно сползала темнота. На каменном полу маленькой «кельи» мирно лежали женщина и девочка. Их длинные золотые волосы тяжёлыми прядями соприкасались, перемешавшись в сплошное золотое покрывало. Казалось, убитые спали... Только из страшных ран Магдалины всё ещё толчками выплёскивалась алая кровь. Крови было невероятно много... Она заливала пол, собираясь в огромную красную лужу. У меня от ужаса и возмущения подкашивались ноги... Хотелось завыть волчьим голосом, не желая принимать случившееся!.. Я не могла поверить, что всё произошло так просто и незаметно. Так легко. Кто-то ведь должен был это видеть! Кто-нибудь должен был их предупредить!.. Но никто не заметил. И не предупредил. Никого вокруг в тот момент просто не оказалось... И оборванные чьей-то грязной рукой две Светлые, Чистые Жизни улетели голубками в другой, незнакомый Мир, где никто больше не мог причинить им вреда.
Золотой Марии больше не было на нашей злой и неблагодарной Земле... Она ушла к Радомиру... Вернее – к нему улетела её Душа.

Мне было до дикости больно и грустно за них, за себя, и за всех, кто боролся, всё ещё веря, что могут что-либо изменить... Да могли ли?.. Если все, кто боролся, лишь погибали, имела ли смысл такая война?..
Вдруг прямо передо мной возникла другая картина...
В той же маленькой каменной «келье», где на полу всё ещё лежало окровавленное тело Магдалины, вокруг неё, преклонив колени, стояли Рыцари её Храма... Все они были непривычно одеты в белое – снежно белые длинные одежды. Они стояли вокруг Магдалины, опустивши свои гордые головы, а по суровым, окаменевшим лицам ручьями бежали слёзы... Первым поднялся Волхв, другом которого когда-то был Иоанн. Он осторожно, будто боясь повредить, опустил свои пальцы в рану, и окровавленной рукой начертал на груди что-то, похожее на кровавый крест... Второй сделал то же самое. Так они поочерёдно поднимались, и благоговейно погружая руки в святую кровь, рисовали красные кресты на своих снежно-белых одеждах... Я чувствовала, как у меня начали вставать дыбом волосы. Это напоминало какое-то жуткое священнодействие, которого я пока ещё не могла понять...
– Зачем они это делают, Север?.. – тихо, будто боясь, что меня услышат, шёпотом спросила я.
– Это клятва, Изидора. Клятва вечной мести... Они поклялись кровью Магдалины – самой святой для них кровью – отомстить за её смерть. Именно с тех пор и носили Рыцари Храма белые плащи с красными крестами. Только почти никто из посторонних никогда не знал их истинного значения... И все почему-то очень быстро «позабыли», что рыцари Храма до гибели Магдалины одевались в простые тёмно-коричневые балахоны, не «украшенные» никакими крестами. Рыцари Храма, как и катары, ненавидели крест в том смысле, в котором «почитает» его христианская церковь. Они считали его подлым и злым орудием убийства, орудием смерти. И то, что они рисовали у себя на груди кровью Магдалины, имело совершенно другое значение. Просто церковь «перекроила» полностью значение Рыцарей Храма под свои нужды, как и всё остальное, касающееся Радомира и Магдалины....
Точно так же, уже после смерти, она во всеуслышание объявила погибшую Магдалину уличной женщиной...
– так же отрицала детей Христа и его женитьбу на Магдалине...
– так же уничтожила их обоих «во имя веры Христа», с которой они оба всю жизнь яростно боролись...
– так же уничтожила Катар, пользуясь именем Христа... именем человека, Вере и Знанию которого они учили...
– так же уничтожила и Тамплиеров (Рыцарей Храма), объявив их приспешниками дьявола, оболгав и облив грязью их деяния, и опошлив самого Магистра, являвшегося прямым потомком Радомира и Магдалины...
Избавившись от всех, кто хоть как-то мог указать на низость и подлость «святейших» дьяволов Рима, христианская церковь создала легенду, которую надёжно подтвердила «неоспоримыми доказательствами», коих никто никогда почему-то не проверял, и никому не приходило в голову хотя бы подумать о происходящем.
– Почему же нигде об этом не говорилось, Север? Почему вообще нигде ни о чём таком не говорится?!..
Он ничего мне не ответил, видимо считая, что всё и так было предельно ясно. Что здесь не о чём больше говорить. А у меня поднималась в душе горькая человеческая обида за тех, кто так незаслуженно ушёл... За тех, кто ещё уйдёт. И за него, за Севера, который жил и не понимал, что люди должны были всё это знать! Знать для того, чтобы измениться. Для того, чтобы не убивать пришедшего на помощь. Чтобы понять, наконец, как дорога и прекрасна наша ЖИЗНЬ. И я точно знала, что ни за что не перестану бороться!.. Даже за таких, как Север.
– Мне пора уходить, к сожалению... Но я благодарю тебя за твой рассказ. Думаю, ты помог мне выстоять, Север... Могу ли я задать тебе ещё один вопрос, уже не относящийся к религии? – Он кивнул. – Что это за такая красота стоит рядом с тобой? Она похожа, и в то же время совсем другая, чем та, которую я видела в первое посещение Мэтэоры.
– Это Кристалл Жизни, Изидора. Один из семи, находящихся на Земле. Обычно его никто никогда не видит – он сам защищается от приходящих... Но, как ни странно, он показался тебе. Видимо, ты готова к большему, Изидора... Потому я и просил тебя у нас остаться. Ты могла бы достичь очень многого, если бы захотела. Подумай, пока ещё не поздно. Я не смогу по-другому помочь тебе. Подумай, Изидора...
– Благодарю тебя, Север. Но ты прекрасно знаешь мой ответ. Поэтому не будем всё начинать снова. Быть может, я ещё вернусь к тебе... А если нет – счастья тебе и твоим подопечным! Возможно, им удастся изменить к лучшему нашу Землю... Удачи тебе, Север...
– Да будет покой с тобой, Изидора... Я всё же надеюсь, что увижу тебя ещё в этой жизни. Ну а если же нет – прошу тебя, не держи на нас зла и там, в другом мире... Когда-нибудь ты, возможно, поймёшь нашу правду... Возможно, она не покажется тебе столь уж злой... Прощай, дитя Света. Да будет Мир в твоей Душе...
Грустно напоследок ему улыбнувшись и закрыв глаза, я пошла обратно «домой»...
Вернувшись прямиком в «свою» венецианскую комнату, я потрясённо уставилась на открывшееся там зрелище!.. Ощетинившись, как попавший в капкан молодой зверёк, перед Караффой стояла взбешённая Анна. Её глаза метали молнии, и, казалось, ещё чуть-чуть и моя воинственная дочь потеряет над собой контроль. Моё сердце почти что остановилось, не в состоянии поверить в происходящее!.. Казалось, вся моя, долгими месяцами копившаяся тоска тут же вырвется наружу и затопит мою милую девочку с головой!.. Только сейчас, видя её перед собой, я наконец-то поняла, как же беспредельно и болезненно я по ней скучала!.. Анна была сильно повзрослевшей и выглядела ещё красивее, чем я могла её вспомнить. На её мягкие детские черты теперь наложилась суровая жизненная печать потерь, и от этого её милое лицо казалось ещё привлекательнее и утончённее. Но что меня больше всего поразило, это было то, что Анна совершенно не боялась Караффы!.. В чём же тут было дело? Неужели ей удалось найти что-то, что могло нас от него избавить?!..
– А! Мадонна Изидора! Очень кстати!.. Объясните, пожалуйста, Вашей упёртой дочери, что в данный момент Вам ничего не грозит. Она стала по-настоящему невозможной!.. Думаю, Мэтэора только лишь испортила её мягкий характер. Но мы это исправим. Ей не придётся возвращаться туда более.

Похожие публикации