Программа клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «Мир один на всех. Взаимодействие педагогов клуба "радость" для детей с ограниченными возможностями здоровья с семьями воспитанников Программа семейных клубов детей
Пояснительная записка .
Цель
Задачи клуба : . оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей; . формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации; . формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй; . повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей; . просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции; . пропаганда положительного опыта семейного воспитания. Формы работы :
- круглый стол
- психологическая гостиная
- консультации
- дискуссия
- деловая игра
- тематическая лекция
- групповые занятия
Привлечение специалистов: . педагог-психолoг. медработники. соцпедагог
Форма проведения |
|||
Особый ребенок |
психологическая гостиная |
||
Встреча нового года |
совместное праздничное мероприятие |
||
Умелые руки |
выставки увлечений и достижений детей |
||
Воплотим мечты в реальность… |
деловая игра |
||
Мы родители… Мы дети… |
семинар, групповые занятия |
Планируемые результаты: Дети: . положительная адаптация к условиям ОУ; . положительная динамика в развитии личности ребенка, развитии навыков общения; . приобретение социального опыта вне дома. Родители: . достаточно информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ; . получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ; . адекватные установки в отношении перспектив ребенка; . гармоничные отношения родителей и детей;
Просмотр содержимого документа
«Проект разработки родительского клуба "Мы вместе".(Для родителей имеющих детей с ОВЗ).»
Родительский клуб «Мы вместе»
Пояснительная записка .
Всем известно, что индивидуальность ребенка формируется в семье и воспитательная работа в школе должна быть организована только с учетом этого фактора. Создание единой благоприятной воспитательной среды необходимо, чтобы раскрыть потенциальные возможности и личностного развития ребенка. Родители, имеющие ребенка с ОВЗ, нуждаются в помощи педагогов и специалистов. Различные факторы, такие как нарушение эмоциональных отношений в семье, вызванные постоянным стрессовым состоянием родителей, проблемы в общении с окружающими препятствуют формированию детской личности и приводит к негативным последствиям в развитии ребенка. Родители нуждаются в знаниях необходимых в воспитании детей, специфике их поведения, особенностях их психофизического развития и т.п. Педагоги и специалисты могут оказать неоценимую помощь родителям, как лучше чувствовать и понимать своего ребенка и как правильно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики. Родительский клуб является связующим звеном между педагогами, различными специалистами, родителями, опекунами, заинтересованными в решении проблем своих детей. В условиях неформального общения участники клуба не только знакомятся друг с другом, но и делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком и обмениваются размышлениями о себе и своей работе, участвуют в тренингах и исследованиях.
Заседания клуба проводятся 2 раза в учебную четверть по субботам.
Цель : повышение педагогической компетенции родителей и оптимизация взаимодействия школы и родителей по вопросам воспитания, реабилитации и помощь в социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи клуба
:
оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей;
формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Формы работы
:
круглый стол
психологическая гостиная
консультации
дискуссия
деловая игра
тематическая лекция
групповые занятия
выставки увлечений и достижений детей
совместное праздничное мероприятие
Привлечение специалистов:
педагог-психолoг
медработники
соцпедагог
План работы родительского клуба «Мы вместе» на 2016-2017 г.г
Форма проведения | |||
Знакомство | круглый стол встреча со специалистами центра «Цветик-Семицветик» | сентябрь |
|
Типы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья | |||
Особый ребенок | психологическая гостиная | ||
Встреча нового года | совместное праздничное мероприятие | ||
Это актуально (проблема в семье) | дискуссия | ||
Умелые руки | выставки увлечений и достижений детей | ||
Воплотим мечты в реальность… | деловая игра | ||
Мы родители… Мы дети… | семинар, групповые занятия |
Планируемые результаты:
Дети:
положительная адаптация к условиям ОУ;
положительная динамика в развитии личности ребенка, развитии навыков общения;
приобретение социального опыта вне дома.
Родители:
достаточно информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;
получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
адекватные установки в отношении перспектив ребенка;
гармоничные отношения родителей и детей;
Для повышения уровня социальной, психологической и педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья,необходима системная разработка и реализация образовательных, социальных, культурно - досуговых программ, которые будут способствовать сохранению их жизненной активности, расширению круга общения, а также будут являться залогом стабильности внутрисемейных отношений.
Представленный проект был разработан с целью создания в школе условий, способствующих социокультурной адаптации семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социальный проект
«Семейный клуб» для детей с ОВЗ и родителей
Разработчик: Замойская Н.Г. методист
- ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект - эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с особенностями развития.
Инвалидность ребенка становится причиной глубокой и продолжительной
социальной дезадаптации всей семьи, эмоциональное состояние родителей
заставляет их порой отказаться от большего количества привычных контактов как с друзьями, так и с родственниками. Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психосоматическим расстройствам. Со временем стресс не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее.
Уже стало аксиомой утверждение, что несчастная мать, с высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой не сможет воспитать счастливым и успешным даже здорового ребенка. Искажение родительского отношения может вызвать у детей с проблемами здоровья вторичные нарушения.
Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармоничного развития личности ребенка и его успешной социализации. Только в семье закладывается, так называемая «модель взаимодействия с миром».
Важной задачей в воспитании детей с особенностями развития является формирование у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок, расширение сознания и совершенствование взаимодействия с окружающим миром. Получение навыков социализации является одним из самых важных и необходимых условий реабилитации детей с особыми потребностями.
Именно родители могут создать благоприятную среду для перемен, дать ребенку стимулы для роста, направить его развитие и дать чувство защищенности, столь необходимое в процессе формирования адекватного для дальнейшей успешной социализации отношения к миру.
При этом выбор того или иного вида деятельности не навязывается ребенку, а основывается на его психологических особенностях и склонностях. Самым ценным личностным сдвигом в результате можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своего состояния.
Для того чтобы оказать максимальную поддержку ребенку с особыми потребностями, родителям необходимо постоянно поддерживать собственные внутренние ресурсы. Становясь родителем, человек не перестает быть личностью, которая нуждается в поддержке и развитии, отдыхе, собственном пространстве и не перестает быть мужчиной или женщиной. Хобби, увлечения, занятия спортом, забота о себе и общение с друзьями могут обеспечить необходимый уровень жизненной активности, повысить реабилитационный потенциал родителей.
Понимание своих эмоций и чувств дает возможность человеку признавать и легализовать важные для него переживания. Возможность проанализировать причину своего беспокойства, получить необходимую информацию и поддержку в группе – все это снижает риск проявления разрушительных форм поведения. А мы уже знаем, что душевное равновесие родителей очень важный компонент в деле воспитания особого ребенка.
Взаимодействие между родителями и детьми, с одной стороны, и специалистами, с другой – это лишь одна из многочисленных ситуаций взаимодействия, в которые приходится вступать семьям. В рамках «Семейного клуба» проходят встречи родителей со специалистами, сопровождающими ребенка. Родители могут получить ответы на интересующие их вопросы, проконсультироваться, обсудить различные точки зрения на обучение и реабилитацию ребенка и поучаствовать в разработке программы его комплексного сопровождения.
Во время занятий родители знакомятся с родителями других особых детей, делятся с ними своими историями и узнают, что вынуждены справляться с одними и теми же проблемами. Кроме того, в группах поддержки для родителей они узнают о возможности общественной деятельности и защиты своих прав. Общаясь с другими семьями, родители получают информацию о стратегии и тактике успешных действий, призванных снизить стресс и чувство изоляции. В ходе групповой работы появляется возможность выработать стратегию возвращения в общественную активность, из которой семья оказалась временно выключена, – посещение театров, музеев, концертных залов, походы в кино или на стадион, ужины в кафе, встречи с друзьями.
Необходима совместная деятельность, которая будет обеспечивать семью ресурсом для воспитания и развития особого ребенка. Очень важно по возможности привлекать к помощи родственников, друзей. Радость и чувство удовлетворения, возникающие в процессе совместного творчества и общения, являются залогом эффективного взаимодействия в семье.
Для повышения уровня социальной, психологической и педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима системная разработка и реализация образовательных, социальных, культурно - досуговых программ, которые будут способствовать сохранению их жизненной активности, расширению круга общения, а также будут являться залогом стабильности внутрисемейных отношений.
- ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Цель проекта – создание условий, способствующих социокультурной адаптации семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Расширение сферы общения семей, формирование навыков адекватного взаимодействия с окружающим миром.
- Оптимизация детско – родительских отношений
- Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей
- Формирование навыков эффективной коммуникации
- Гармонизация внутреннего состояния, поиск и осознание личностных ресурсов родителей и детей
- Изучение, сохранение и передача семейных традиций и ценностей
Направления работы:
- Сотрудничество со специалистами школы
- Организация по запросу родителей индивидуальных консультаций со специалистами по сопровождению и ведению ребенка в учебно – воспитательном процессе.
- По итогам консультации совместная разработка программы индивидуального развития ребенка.
- Повышение информационной компетентности родителей
- Проведение тематических встреч с целью обсуждения актуальных юридических, психологических, педагогических проблем. Планируется организация встреч со специалистами школы и приглашенными специалистами.
- Организация и планирование работы групп для родителей и детско – родительских групп
- Проведение занятий для детско - родительских групп и группы для взрослых
- Планирование и подготовка Семейным клубом совместных с детьми мероприятий, праздников, выездов
- Участие семей в работе воскресного пешеходного клуба
- Участие в программе «Семейный реабилитационный туризм»
Методы
Основные методы, используемые на детско-родительских занятиях – индивидуальная и совместная игра, наблюдение и коррекция детско-родительского взаимодействия.
При работе с родителями используется метод беседы, информирование, ответы на вопросы и групповая дискуссия.
С целью повышения эффективности программы семьям даются домашние задания на включение в работу отсутствующих на занятиях членов семьи, а так же для отработки знаний и навыков, полученных в процессе работы группы.
Структура детско–родительских занятий включает в себя приветствие, разогрев, работу в детско-родительской паре, взаимодействие между семьями, коллективную игру и ритуал прощания.
- УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
В реализации проекта будут участвовать:
- Семейные группы, сформированные на базе классов начальной и основной школы
- Группа самоподдержки для родителей, выразивших желание принять участие в проекте
2. Привлеченные партнеры
- Музеи, театры, библиотеки, литературные кафе
- ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА
I этап. Подготовительный.
В рамках подготовительного этапа планируется:
- Формирование семейных групп
- Анкетирование: выявление, обсуждение и анализ запросов участников проекта
- Организация взаимодействия с социальными партнерами (музеи театры, библиотеки, кафе)
- Разработка программы занятий детско-родительских групп и родительской группы самоподдержки. Программы будут разработаны с учетом потребностей участников проекта и результатов анкетирования. Планируется провести 7 занятий в каждой детско – родительской группе, 4 занятия для группы родителей
- Планирование выездных мероприятий. В течение года предусмотрено 4 выезда в музеи Санкт – Петербурга для семей – участников проекта. Посещение театров, концертных залов, кафе планируется по запросу семейных групп.
- Размещение информации о начале проекта на сайте школы.
II этап Основной
В ходе основного этапа реализации проекта планируется провести:
- 7 занятий для каждой детско – родительской группы (8 -15 чел.)
3 занятия будут посвящены детско-родительским отношениям, осознанию индивидуальных особенностей друг друга, формированию навыков разрешения конфликтов, конструктивного взаимодействия внутри семьи и за ее пределами, созданию благоприятного эмоционального микроклимата в группе.
2 занятия будут направлены на изучение и формирование семейных традиций, осознание и передачу межпоколенных ценностей
2 занятия будут способствовать поиску внутренних ресурсов детей и родителей, формированию позитивных эмоциональных установок, мотивации к семейному творчеству, изучению различных форм проведения досуга и расширению круга общения, возникновению новых сфер совместной деятельности.
Продолжительность каждого занятия 2 часа. Занятия будут проводиться 1 раз в месяц в течение 7 месяцев (с октября по апрель).
Наименование разделов и тем | ||
Давайте знакомиться! | 2 часа |
|
Я и другие | 2 часа |
|
Аплодисменты | 2 часа |
|
Семейный альбом | 2 часа |
|
Старый сундук | 2 часа |
|
Страна Вообразилия | 2 часа |
|
Играем вместе | 2 часа |
|
Всего | 10 часов |
- 4 занятия для группы взрослых будут способствовать росту реабилитационного потенциала и повышению уровня психолого – педагогической и социальной компетентности родителей.
Наименование разделов и тем | Количество часов (практические занятия) |
|
Родом из детства | 2 часа |
|
Мир глазами моего ребенка | 2 часа |
|
Идеальные родители | 2 часа |
|
Открытый мир | 2 часа |
|
Всего | 8 часов |
- 4 выезда в музеи Санкт – Петербурга по выбору:
С помощью средств музейной терапии происходит передача опыта человечества, накопленного во времени. В пространстве музея актуализируются базовые межпоколенные ценности, сохранение и передача которых является не только важнейшим условием развития общества, но и залогом сохранения ресурсного потенциала, стабильности семейных связей и гармонизации внутрисемейных отношений.
III этап Заключительный
- Проведение итогового мероприятия «Праздник семьи» в каждой группе. Выставки и презентации работ семей – участников группы.
- Итоговое анкетирование семей по окончании проекта
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемый результат | Индикаторы оценки результатов |
1.Проведение 7 занятий для детско – родительских групп предоставит семьям возможность в процессе совместного творчества укрепить внутрисемейные связи, расширить сферу общения, осознать особенности, потребности, интересы друг друга, получить ресурс для изменения своих поведенческих стратегий и сформировать базовые навыки конструктивного взаимодействия в ходе разрешения конфликтных ситуаций | Группы семей будут с интересом посещать занятия и в ходе получения обратной связи в конце каждой встречи отмечать актуальность тематики. После окончания цикла занятий будет проведено повторное анкетирование. |
2. 4 занятия для группы взрослых позволят родителям повысить свой реабилитационный потенциал, осознать внутренние ресурсы, получить поддержку в результате межгруппового взаимодействия, освоить способы установления позитивного эмоционального контакта | Отзывы участников группы о занятиях и анкетирование родителей позволят судить о качестве результатов |
3. 4 выездных мероприятия в музеи позволят укрепить внутрисемейные связи, расширить кругозор, сформировать целостное, социально ориентированное мировоззрение, а также будут способствовать изучению и сохранению семейных традиций, содействовать передаче межпоколенных ценностей. | Отзывы от семей, полученные в ходе проведения культурно – досуговых мероприятий. |
Презентация деятельности «Семейного клуба» в течение года. Участники проекта и приглашенные семьи выразят желание встречаться и продолжать общение за рамками данного проекта |
- ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Ожидаемые результаты: учатся самостоятельно разрешать кризисные ситуации, основываясь на уже выработанных принципах. По мере стабилизации и закрепления положительных достижений семейные группы, участвовавшие в проекте, станут источником помощи и будет участвовать в обмене опытом с другими семьями, являясь поддерживающей структурой.
7. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п | Наименование мероприятий | Срок реализации проекта в месяцах |
||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
||
Создание рабочей группы проекта | ||||||||||
ПОЛОЖЕНИЕ
семейного Клуба для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья «Семицветик»
1.Общие положения
1.1 Семейный Клуб для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья «Семицветик» (далее - Клуб) организуется и осуществляет свою деятельность на базе государственного бюджетного учреждения Калужской области «Центр социальной помощи семье и детям «Чайка» (далее - Центр).
1.2 Центр руководствуется в своей деятельности «Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025г.», законами РФ №442 - ФЗ от 28.12.2013г. «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации», №120 - ФЗ от 24.06.1999г.
Порядок и условия оказания социальных услуг установлены в соответствии с положениями Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», действующим уставом Центра и положением об отделении.
1.3. Семейный Клуб родителей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья осуществляет деятельность в соответствии с настоящим Положением.
1.4. Деятельность Клуба направлена на оказание консультативной, правовой, психолого-педагогической помощи семьям воспитывающих детей - инвалидов и детей с ОВЗ.
1.5. Деятельность Клуба основывается на принципах законности, доверия, уважения, конфиденциальности, соблюдения прав и законных интересов детей, и их родителей
1.6. Работа Клуба осуществляется с привлечением различных специалистов в рамках межведомственного взаимодействия: педагогов, юристов, социальных работников, врачей, психологов.
2. Цели и направления деятельности Клуба
2.1. Цели работы Клуба: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Оказание психологической и коррекционно - педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей;
2. Формирование родительских навыков воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создание безопасной среды, успешной социализации;
3. Повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей.
4. Просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекция.
5. Укрепление детско - родительских отношений.
Социальная, правовая, психолого-медико-педагогическая поддержка;
Организация досуга семей, воспитывающих детей с ОВЗ
Реализация совместных творческих идей;
3. Организация деятельности Родительского клуба « Семицветик»
3.1. В клуб принимаются все родители, проявившие интерес к продуктивномусемейному воспитанию, обмену опытом в воспитательном процессе и разделяющие идеи Клуба.
3.2. Заседания Клуба проходят ежеквартально.
3.3. Ответственный за организацию работы Клуба является заведующий отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями ГБУ КО ЦСПСД «Чайка».
3.4. Организацией работы Клуба занимаются специалисты отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
3.4. План работы Клуба на год утверждается директором ГБУ КО ЦСПСД «Чайка».
4. Содержание работы по разделам
1. Законодательный раздел;
2. Медицинский;
3. Психолого-педагогический;
4. Социальный;
5. Досуговый.
5. Формы работы
· круглые столы;
· лектории;
· консультации для родителей;
· тренинги детско-родительских отношений;
· экскурсии;
· мастер-классы;
· творческие проекты;
· совместные праздники.
6. Документация клуба
1. Положение о работе Клуба.
2.План работы на год.
3.Протокол заседания и методические материалы.
7.Ожидаемый результат
Привлечение родителей к сотрудничеству.
Повышение уровня осведомленности о проблемах детей с ОВЗ и о правильном стиле воспитания в семье детей с ОВЗ.
Информирование родителей об этапах психологического развития ребенка, и организации предметно - развивающего пространства для ребенка в семье.
Повышение психолого - педагогических знаний и умений.
Укрепление детско - родительских отношений.
Создание атмосферы взаимопонимания, доверия между участниками клуба.
План работы семейного Клуба для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья «Семицветик»
на 2017год.
№ п/п | Тема | Дата | Ответственный |
1 | Разработка и согласование положения и программы Клуба для родителей. Воспитывающих детей- инвалидов и детей с ОВЗ | Январь 2017г. | |
2. | « Правильно ли говорит Ваш ребенок» | март | Зав. отделением реабилитации детей и подростков с ОВЗ |
3. | Экскурсия по городу, возложение цветов к Вечному огню. (К Дню победы») | май | |
4. | « Настроение - самый лучший друг» (Поход в лес) | июнь | Зав. отделением реабилитации детей и подростков с ОВЗ |
5 | Мастер - класс «Мастерская деда Мороза» | декабрь 2017 | Зав. отделением реабилитации детей и подростков с ОВЗ |
В план могут быть внесены дополнения и изменения с учетом заявок и предложений членов Клуба
Проект создания создание реабилитационного пространства клубной среды нацелен на организацию и создание семейного клуба «Солнечный мир» для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Целевая аудитория проекта семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, детей-инвалидов и дети с ОВЗ и дети-инвалиды, в том числе дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития. В клубе будут организованы как отдельно родительские, так и совместные детско-родительские встречи на дискуссионных площадках, тренингах, семинарах, мастер-классах, занятиях по арт-терапии, логоритмике и музыкально-танцевальных занятиях. В непринуждённой обстановке, атмосфере доверия и принятия, складывающейся со временем на занятиях и встречах, родители смогут получить знания об особенностях развития детей с нарушениями, о способах взаимодействия с особенными детьми, научатся понимать и принимать детей такими, какие они есть. Квалифицированные специалисты проведут групповые коррекционно-развивающие занятия для детей, а совместное участие семьи в сенсорном театре позволить улучшить детско-родительские отношения, снять эмоциональное напряжение и будет способствовать сенсорному развитию детей с нарушениями развития. Работа будет направлена на преодоление психологических проблем, связанных с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья (чувство вины, стыда, страхи, ощущение одиночества и бессмысленности жизни), и на получение поддержки от других семей и специалистов. Родители обретают воспитательную уверенность, развивается позитивное взаимодействие родителей с детьми, снижается риск применения насилия, семья сплачивается вокруг ребенка, обретают новые жизненные смыслы, лучше понимают эмоциональный мир и потребности ребёнка с нарушениями развития. Также получат поддержку специалистов в обучении и воспитании детей, психологическую помощь и содействие в разрешение конкретных семейных проблем. Оказание комплексного реабилитационного сопровождения семей с детьми с нарушениями развития, организация семейного досуга будет способствовать дальнейшей социальной адаптации семей, укреплению института семьи, социализации и интеграции семей с детьми с нарушениями в общество, созданию дополнительных условий для полноценного досуга семьей, имеющих детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидовЦели
- создание реабилитационного пространства клубной среды
Задачи
- Создание семейного клуба для семей с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами в том числе с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
- Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка родителей с детьми с ОВЗ.
- Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи семьям с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, в том числе с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Обоснование социальной значимости
Рождение ребенка с нарушениями в развитии зачастую является стрессом для семьи. «Особые» дети ограничены в свободе и социальной значимости. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая реабилитационная помощь. Это позволит обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию для дальнейшего развития и интеграции в общество. В этот момент семьи, воспитывающие ребёнка с нарушениями в развитии, направляют все силы на их реабилитацию. Собирая всю волю в кулак и концентрируя все внимание на «особом» ребёнке, в ожидании нормализации жизни своей семьи родители находятся в постоянном стрессе, замыкаются в сложившейся ситуации, отчуждают себя, свою семью и своих «особых» детей от социума. Такая ситуация опасна ограничением жизнедеятельности не только ребёнка, но и всей семьи в целом. В семье утрачивается навык общения и познания, закрепляется стереотипность и «автоматичность» в отношениях, растёт чувство беспомощности и одиночества каждого члена семьи. В этот момент семье не хватает атмосферы доверия и принятия, места, где их поймут, выслушают и помогут реабилитировать не только ребёнка с нарушениями в развитии, но и родителей. Перспективной формой работы с семьей, учитывающей актуальные потребности семей, воспитывающих детей с «особыми» потребностями, способствующей формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, поддержке материнства, отцовства и детства является создание семейного клуба. Расширению возможностей ребёнка способствует эмоциональное благополучие не только мамы, но и остальных членов семьи. Именно такую комплексную помощь в социальной реабилитации семья получит в семейном клубе «Солнечный мир». Родители получат возможность отдохнуть от напряжённого утомительного труда и уделить время своему ребёнку, а все члены семьи получать возможность услышать и увидеть друг друга по-новому, прислушаться и приглядеться друг к другу. Большую социальную значимость несёт проект создания семейного клусемейного клуба «Солнечный мир» в виду отсутствия такого формата работы с семьями с «особыми» детьми в республике, т.к. в основном работа направлена на реабилитацию детей с нарушениями в развитии и не уделяется должного внимания родителям, которым также необходима реабилитационное пространство в атмосфере открытости и доброжелательности.География проекта
Республика Бурятия, г.Улан-Удэ.Целевые группы
- Люди с ограниченными возможностями здоровья
- Дети и подростки
- семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми –инвалидами в том числе с тяжёлыми множественными нарушениями.
Программа клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
«Мир один на всех»
Составитель: Карпова Ю.В.
С.Колва
2016 г.
Пояснительная записка
В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни. Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей проблемных детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах HYPERLINK "http://pandia.ru/text/category/frustratciya/" \o "Фрустрация" фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие:
Принцип единства диагностики и коррекции развития.
Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ.Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.
Принцип гуманистической направленности психологической помощи.
Этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития.
Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов.
Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.
Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы.
Этот принцип ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.
Принцип оказания личностно - ориентированной помощи.
С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у ребенка с отклонениями в развитии, членов его семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.
Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии.
Этот принцип предполагает формирование положительных ценностных ориентации и установок у родителей ребенка, принятие его нарушений членами семьи и лицами социального окружения.
Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии.
С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного уровня родителей - фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.
Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.
Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье.
Цель данной программы: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Задачи:
1.Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2.Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3.Сформировать адекватную самооценку.
Содержание программы.
Поэтапная психолого- педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ:
1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в школе и семье.
2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы школы с семьёй.
3.Далее группой психолого-медико-педагогического сопровождения (ПМПс) детей с ОВЗ и диагностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
Предполагаемый ожидаемый результат
Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.
Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.
Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).
Расширение круга общения среди родителей учреждения
Основные требования к реализации программы:
Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.
Образование и просвещение родителей детей с ОВЗ ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ. Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.
Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагог-психолог, социальный педагог, врачи-специалисты, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.