Трудовое право. Заполнение. Отпуск. Трудовой договор. Увольнение

Источник религии бахаи. Религия бахаи. Лев Толстой о религии бахаи

ВЕРА БАХАИ

Вера Бахаи - независимая всемирная религия, вторая в мире по географической распространенности после Христианства (согласно данным Британской Энциклопедии).
Общины бахаи существуют в 188 странах и на 45 зависимых территориях. Они объединяют в себе представителей 2112 наций и народностей, выходцев из всех социальных слоев и культур. Священные писания Веры Бахаи переведены на 802 языка. В настоящее время мировая община бахаи насчитывает более 5 млн. последователей.

Основатель Веры Бахаи - Бахаулла (1817-1892). Чье имя в переводе с арабского означает "Слава Божия". Бахаулла объявил о Своей миссии в 1863 году. Его последователи - бахаи - считают, что Он является последним на сегодня посланником Бога, продолжая миссию основателей великих религий, таких как Мухаммад, Христос, Будда, Моисей.

Главная тема учения Бахауллы - единство . Он учил, что Бог един, что все религии - выражение "неизменной веры в Бога, вечной в прошедшем, вечной в грядущем", что человечество - единый народ, который призван жить в мире и согласии. Бахаи выступают за сплочение наций во всемирное сообщество, в котором мир поддерживается на основе принципа коллективной безопасности.

Международное Сообщество Бахаи - название неправительственной организации, которая представляет всемирную общину бахаи при Организации Объединенных Наций. Оно зарегистрировано с консультативным статусом при Департаменте Информации, Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОК) и Детском Фонде (ЮНИСЕФ), а также имеет рабочие отношения с Программой ООН по здравоохранению (WHO), Программой по защите окружающей среды (ЮНЕП), с Фондом для развития женщин (ЮНИФЕМ) и др. Работа Международного Сообщества Бахаи сосредоточена на таких направлениях, как социально-экономическое развитие общества, права человека, повышение статуса женщин и нравственное образование.

Все финансовые средства, используемые для деятельности общин бахаи, образуются исключительно из добровольных пожертвований последователей этой религии. Никакая финансовая помощь со стороны не принимается.

В Вере Бахаи нет духовенства, поскольку в соответствии с учением Бахауллы каждый человек способен и обязан самостоятельно искать и воспринимать духовные истины. Управление всеми делами общины осуществляется через уникальную систему администрации, основными органами которой являются демократически избираемые советы. В настоящее время в мире действует более 13 тысяч административных органов бахаи на местном уровне и 181 - на национальном. Руководство на мировом уровне осуществляет Всемирный Дом Справедливости.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕНИЯ ВЕРЫ БАХАИ

Бог един для последователей всех религий и для всего человечества. Все Богооткровенные религии едины в своей основе.

"Нет никакого сомнения, что народы земли, к какому бы корню или вере они ни принадлежали, черпают вдохновение свое из одного небесного Источника и служат одному Богу. Различие между заповедями, коим они следуют, объясняется меняющимися требованиями и нуждами века, когда они были явлены. Все они, кроме немногих, что порождены человеческой испорченностью, заповеданы были Богом и отражают Волю Его и Промысел". (Бахаулла)

Человечество едино в своем многообразии . Любые разделяющие людей предрассудки, будь то расовые, национальные, классовые, политические или религиозные, должны кануть в прошлое.

"Вы - плоды с одного древа и листва с одной ветви. Относитесь же друг к другу с величайшей любовью и кротостью, дружелюбием и товариществом. Дневное Светило истины есть Мой свидетель! Свет единства столь могуществен, что может осиять всю землю". (Бахаулла)

Мужчины и женщины должны иметь равные права и возможности . Они подобны двум крылам птицы. Пока у одного из крыльев нет возможности проявить все свои возможности, птица человечества не взлетит в полную силу.

"Божественная Справедливость требует, чтобы в равной степени соблюдались права обоих полов, поскольку в глазах Бога ни один из них не превосходит другой. Достоинство человека в глазах Бога зависит не от пола, а от чистоты и озаренности сердца". (Абдул-Баха)

Религия призвана находиться в гармонии с разумом и наукой.
"Между истинной религией и наукой нет противоречий. Если религия противопоставляется науке, то она становится лишь предрассудком, ибо противоположность знанию есть невежество... Если человек попытается полететь, опираясь лишь на крыло религии, он быстро угодит в трясину суеверий; если же он полетит лишь на крыле науки, то также не продвинется, но упадет в беспросветное болото материализма". (Абдул-Баха)

Истинная религия являет собой источник любви и дружбы . Она призвана объединять людей, а не сеять вражду между ними.
"В сей День сущность Веры в Бога и Его религии - дабы различные общины земли и многочисленные вероучения никоим образом не порождали среди людей ни малейшего чувства вражды... Религиозный фанатизм и ненависть суть огонь, пожирающий мир, ярость его неукротима... Основополагающий умысел, одушевляющий Веру Божию и Закон Его, заключен в защите интересов рода людского и укреплении его единства, и в распространении духа любви и дружества между людьми. Не позволяйте, чтобы он превратился в источник раздора и распри, ненависти и зависти". (Бахаулла)

Каждый человек способен и обязан самостоятельно искать истину; он не должен слепо принимать традиционные или новые учения.
"Поскольку истина едина и неделима, разногласия, существующие между нациями, порождены лишь их приверженностью к предрассудкам. Если бы люди искали истину, они проложили бы путь к единству". (Абдул-Баха)

У всех людей должна быть возможность получить полноценное образование и воспитание.
"Взирай на человека как на рудник, полный бесценных самоцветов. Только образование и воспитание могут извлечь сии сокровища и помочь человечеству обратить их себе на пользу". (Бахаулла)

Миру нужен международный вспомогательный язык .
"Существование универсального языка облегчило бы взаимоотношение всех наций; тогда человеку было бы достаточно знать всего два языка - родной и международный". (Абдул-Баха)
Необходимо создание всемирной федерации народов для достижения всеобщего мира и согласия на планете.
"Благополучие рода людского, его мир и безопасность недостижимы до тех пор, пока прочно не утвердится его единство". (Бахаулла)

Еще одним символом Веры Бахаи считается особое каллиграфическое написание Величайшего Имени. Наиболее распространены две его формы: одна из них – собственно слово "Баха", вторая – восклицание "Йа-Баха-уль-Абха" (О ты, Слава Преславная!), использующее слово "Абха" – превосходную степень слова "Баха" (этот символ также называют "Величайшее Имя"). Ниже вы видите каллиграфическую надпись "Йа Баха-уль-Абха", размещенную в центре купола храма бахаи в Уилметте близ Чикаго, США.

Часто Величайшее Имя можно увидеть в доме бахаи помещенным в рамку на стене (но, естественно, оно не используется в качестве иконы или чего-то подобного). А вот девятиконечная звезда – в самых разнообразных вариациях – может размещаться почти где угодно, в том числе и на футболках.
В Вере Бахаи не допускается распространение изображений Посланников Бога – Баба и Бахауллы, чтобы не допустить превращения их в иконы (или же, наоборот, недостаточно уважительного к ним отношения). Эти изображения можно увидеть только на паломничестве в Святую Землю при посещении Международного Архива Бахаи.
См.

ХРАМЫ БАХАИ

Храмы бахаи (Дома Поклонения) открыты для всех людей, независимо от вероисповедания. В храме служат, естественно, не священники, а волонтеры, добровольцы на определенный срок, в чьи функции входит обслуживание храма и прием посетителей; они также разрабатывают и проводят несколько раз в день молитвенные программы, в которые входит чтение молитв и Священных Писаний (как Веры Бахаи, так и других религий), а также пение молитв а капелла (без сопровождения музыкальных инструментов). Любой человек может также зайти в храм и помолиться самостоятельно.
Первый храм бахаи был построен в Ашхабаде. В будущем Дома Поклонения будут воздвигнуты в каждом населенном пункте, но пока построено только 8 храмов бахаи – по одному на каждый континент или островную группу. Храм в Ашхабаде был разрушен, и теперь "азиатским" храмом является последний на сегодня и самый прекрасный храм бахаи "Лотос" в Нью-Дели, Индия.

Храм Лотоса

Храм Лотоса в Дели – это седьмой в мире по счету молитвенный дом, который был построен бахаистами – последователями нового типа религии, которая объединяет в себе все известные нам верования.
Храм Лотоса расположен возле города Нью-Дели в Индии. Строительство началось в 1978 году и было закончено 22 декабря 1986 года в большей части за счет средств заключенных бахаи Ирана. Архитектор Фариборз Сахба, канадец иранского происхождения. Ранее на месте постройки этого храма располагалось легендарное селение Баха Пур (в переводе с хинди «Жилище Баха»).



Храм Лотоса выглядит как огромный и красивый цветок лотоса, которые построен из бетона и с внешней стороны покрыт белым греческим мрамором. «Цветок» состоит из 27 больших лепестков (Число 27 - символ Мировой Души, символ Вселенной, а заключаемые в нём числа - это символы элементов и составных частей Вселенной, выходит, что Мировая Душа, которая есть основание и форма мирового состава и порядка, содержит в себе такие же элементы, как и число 27), которые выстроены в 3 ряда. Вокруг лепестков находятся 9 искусственных мини-бассейнов квадратной формы.
Центральный зал - диаметр 75 метров, высота 31 метр, вместимость 1300 мест.

При строительстве храма Лотоса ни одной прямой линии не было использовано, а система вентиляции храма была позаимствована у инженеров древнего времени и поэтому в помещение всегда попадает прохладный свежий воздух, который проходит предварительно через всю систему водных бассейнов около храма.
Если посмотреть на Храм Лотоса сверху, то кажется, что как будто он «вырос» из воды.
В центральный зал храма Лотоса ведут целых 9 дверей .
В арабском языке (как и во многих других) каждая буква имеет числовое соответствие; следовательно, каждому слову также соответствует некое число. Для слова "Баха" это число 9, поэтому оно считается священным у бахаи, и одним из символов Веры бахаи является девятиконечная звезда (и храмы поэтому имеют девятиугольную в плане форму). Ниже вы видите купол храма "Лотос" изнутри.

Перед входом в храм обязательно необходимо снять свою обувь. Вход в храм Лотоса абсолютно свободный, однако видео- и фотосъемка, а также разные шумные и громкие звуки в храме Лотоса запрещены как и в Мавзолее Тадж-Махал.

Пророчества про Храм

450 лет назад Шах Акбар величайший из династии Моголов мечтал о своем величественном дворце, об объединении всех народов Индии под знаменем единой всеобщей веры: «И приснилось мне что камень за камнем я воздвиг священный храм. Не пагоду и не мечеть и не церковь, но возвышенное и проще с вратами открытыми для дыхания небес и истина и мир и любовь и справедливость нашли и поселились в нем».



[Бехаизм (устар.), бахаизм, вера бахаи], религ. движение, основанное Бахауллой (Мирзой Хусейном Али Нури) в Иране, в сер. XIX в. и в наст. время распространившееся по всему миру. Своими последователями рассматривается как последняя из мировых монотеистических религий откровения; среди ученых существует широкий спектр мнений относительно характера этого движения: от исламско-синкретической секты до новой мировой религии.

История

Б. р. зародилась на почве мессианских ожиданий в недрах шиитского ислама. 23 мая 1844 г. в г. Ширазе (Иран) Сейид Али Мохаммад объявил о своей пророческой миссии и принял титул «Баб» (Врата), от к-рого происходят и термины бабизм и бабиты (последователи Баба). Баб, о чем свидетельствуют его многочисленные писания, рассматривал свою миссию как подготовительную к пришествию вслед за ним более великого пророка, названного «Тем, кого (про)явит Бог» и «солнцем, в сравнении с к-рым все прежние пророки были только звездами». Баб учил, что когда этот пророк явится, то именно ему будет принадлежать абсолютная власть подтверждать или отменять, «связывать или развязывать». В наиболее известном труде Баба «Персидский Байан» упоминание «Того, кого проявит Бог» встречается почти на каждой странице. То обстоятельство, что этот труд остался наполовину незаконченным, по мнению англ. исследователя бабизма Э. Брауна, было призвано служить постоянным символическим напоминанием о том, что откровение, к-рое получил Баб, неконечно и его последователи должны ожидать «Того, кого проявит Бог» и каждое предписание «Байана» призвано служить вечным напоминанием о «Том, кого проявит Бог». Откровения Баба и Бахауллы при относительной самостоятельности рассматриваются как части более общего целого, именуемого «Двойным Богоявлением».

Проповедническая деятельность Баба и его последователей в Иране столкнулась с жестоким сопротивлением и преследованием со стороны мусульм. богословов и духовенства, что привело к заточению Баба в темницу и казни в г. Тебризе 9 июля 1850 г. После смерти Баба его община пребывала в постоянном ожидании обещанного им учителя. Обозначив временные рамки его появления предельно широко, от относительно близкого будущего до момента, отстоящего на 2001 год от начала его собственной миссии, Баб указал на нек-рые условия, связанные с данным событием: оно будет неожиданным, застанет многих врасплох и явится испытанием. Единственным доказательством истинности грядущего пророка будут его богодухновенные стихи, где бы и когда бы тот ни объявил себя, он должен мгновенно, без малейших сомнений, быть признан бабитами, его признание есть составная часть их завета с Бабом. Он также утверждал, что истинность любого, кто назовет себя мессией, следует без колебаний признать, оставив суд Богу, т. к. не дело людей судить о нем.

Новые гонения на бабитов начались после неудачного покушения на шаха Насир ад-Дина, совершенного в авг. 1852 г. двумя молодыми бабитами, пытавшимися отомстить за казнь Баба. Многие были брошены в темницу и казнены, среди арестованных оказался и Хусейн Али Нури, известный в бабитской среде как Бахаулла (Слава Божия, Величие Божие, Блеск Божий). Его арест продлился 4 месяца, но затем за недоказанностью обвинений и благодаря вмешательству рус. дипломатов в Тегеране тюремное заключение было заменено на высылку Бахауллы. В нач. 1853 г. вместе с ближайшими сподвижниками Бахаулла был выслан в Ирак (находившийся тогда в пределах Османской империи). Именно в тегеранской тюрьме, по словам самого Бахауллы, он получил первое откровение, публично он провозгласил свою пророческую миссию лишь через 10 лет. В 1863 г., перед очередной высылкой из Ирака в К-поль, а затем в Адрианополь, Бахаулла объявил в Багдаде в узком кругу сторонников, что он и есть названный Бабом «Божественный Учитель». В Адрианополе Бахаулла обратился к сильным мира с «Посланием к царям», в к-ром в качестве посланника бога призывал их следовать духовным принципам. Большинство приверженцев Баба признало Бахауллу как предсказанного Бабом носителя очередного божественного откровения, основателя новой религии. Но относительно небольшая группа бабитов, сплотившаяся вокруг младшего брата Бахауллы по отцу Мирзы Яхьи, известного как Субхи Азаль, и получившая название «азалиты», выступила против Бахауллы, предприняв в Адрианополе неудавшуюся попытку его отравить. Впрочем, по справедливому замечанию Е. Э. Бертельса, «сторонники Субхи Азаля были весьма малочисленны, и значения эта ветвь не приобрела». В 1868 г. османские власти выслали Бахауллу и его ближайших сторонников в палестинский город-крепость Акку и после 2 лет содержания там под стражей он поселился до конца своих дней в расположенном неподалеку мест. Бахджи (29 мая 1892). По смерти основателя религии, согласно его «Воле и Завещанию», духовным главой международной общины Бахаи и правомочным толкователем писаний Бахауллы стал его старший сын Абдул Баха (1844-1921), к-рый в завещании назначил преемником своего внука - Шоги Эффенди (1897-1957). После смерти Шоги Эффенди координация деятельности международного сообщества бахаи перешла к т. н. «Всемирному дому справедливости» и осуществляется на выборной основе.

Вероучение

С т. зр. бахаитов, природа бога вечна, неизменна и абсолютно непостижима. От этой неизменяемой природы (сущности) произошла Первичная воля, к-рая раз в 1000 лет проявляет себя в человеческом облике. Проявления божественной воли в человеческом облике называются «Явителями божией воли» или просто Явителями. Они представляют собой особую категорию сотворенных существ - промежуточную между богом и человеком и становятся «Основателями религий». Последователи бахаизма считают, что в Явителях как в «чистых зеркалах» отражены все атрибуты бога, поэтому общение с ними и познание их равносильно познанию бога; они ниспосылаются человечеству для раскрытия людям божественной воли и установления божественного закона, поэтому их называют также божественными Учителями. Явители олицетворяют собой единую божественную реальность, и различия между ними появляются только в материальном человеческом мире. Вера бахаи признает следующих божественных Учителей: Авраама, Моисея, Будду, Кришну, Зороастра, Иисуса Христа, Мухаммада, Баба и Бахауллу. Вера бахаи полагает, что душа человека изначально добродетельна, но невежество отделило человека от бога, и потому миру нужны учителя, к-рые помогут людям достигнуть совершенства. Каждый последующий учитель вправе отменять установления предыдущего, т. к. его учение является абсолютным только по отношению к его собственному поколению. Иисус Христос, с т. зр. бахаитов, один из Явителей, Его воскресение трактуется как «духовный и божественный факт, а не материальный», а телесное воскресение Христа - как возвращение учения Христа к жизни в его учениках, возрождение их веры. Сам процесс ниспослания откровения через определенные промежутки времени называется «прогрессирующим» или «поступательным» откровением. Произведения Бахауллы почитаются его последователями как священные. Главная тема откровения Бахауллы - учение о том, что «земля - единая страна и все люди - ее граждане». В его произведениях содержатся духовные принципы, законы и установления, к-рые, по мнению его последователей, должны лечь в основу планетарной цивилизации, в частности искоренение всех форм предрассудков (расовых, религ. и национальных); равенство между женщинами и мужчинами; признание общего источника и сущностного единства великих религий мира; устранение крайностей нищеты и богатства; самостоятельный поиск истины; установление всемирного содружества народов, основанного на принципах коллективной безопасности; признание гармонии религии с разумом и научным знанием. Одно из центральных положений Б. р.- служение человечеству. Различие в социальных аспектах религий, с т. зр. бахаитов, обусловлено временем и местом их появления, духовная же основа всех вер едина: человек живет для того, чтобы познать своего создателя и поклоняться ему. Все человечество, независимо от цвета кожи, составляет единый организм, к-рый находится в процессе эволюции, результатом ее должна стать единая планетарная цивилизация. Последователи Б. р. полагают, что в нынешнюю эпоху человечество уже способно признать единственность бога, общность религий и единство человеческой семьи. Они верят в то, что религ. откровения будут появляться и в будущем, чтобы обеспечить божественное руководство для «вечно развивающейся цивилизации». Первопричиной возникающих в мире конфликтов считается «неосмысленная» приверженность тем или иным традициям, движениям, мировоззренческим системам, а одной из наиболее распространенных форм предрассудков является придание человеком «чрезмерной значимости» своей принадлежности к некой группе (этнической, национальной, социальной, религ. и т. п.), к-рой он приписывает превосходство над др. С т. зр. бахаитов, гармония науки и религии возможна потому, что истина (реальность) едина. Научные истины открыты человеком, а религ.- богооткровенны. Бог выступает и источником откровения, и творцом мироздания. Последнее составляет объект научного исследования. Видимое противоречие между наукой и традиц. религ. воззрениями объясняется тем, что за века своего существования мн. религ. системы подверглись искажениям и их становилось все труднее отличать от первоначального послания, данного богом. Для устранения конфликтов недостаточно только преобразования экономической системы, несправедливость в сфере труда и потребления - результат человеческой алчности, поэтому людям необходимо духовное обновление. Бахаиты исповедуют принципы лояльности к властям и невмешательства в политику.

Религ. практику бахаитов составляют молитвы, медитации, изучение священных книг и следование изложенным в них духовным предписаниям. Основной считается «Наисвятая Книга» (Китаб-и-Акдас), написанная Бахауллой в 1873 г. Богослужение бахаитов представляет собой чтение из священных книг, но без интерпретации прочитанного, иногда сопровождающееся песнопениями на разных языках. Молитва должна совершаться верующим наедине с Богом 3 раза в день и с обязательным омовением перед ее совершением; направление молитвы - гробница Баба в Хайфе. Единственная из обязательных молитв, к-рую предписано совершать сообща,- заупокойная. Религ. жизнь бахаитов регулируется специальным календарем Бахаи, в соответствии с к-рым год состоит из 365 дней, но делится на 19 месяцев, по 19 дней в каждом, и начинается 21 марта. Летосчисление ведется с 1844 г. (начало миссии Баба). Со 2 по 20 марта (т. е. 19 дней) бахаиты соблюдают пост (воздерживаются от еды и питья от рассвета до заката), готовясь духовно к новому году. Вступление в общину не предусматривает обряда инициации: желающий вступить в общину просто объявляет себя бахаитом в присутствии неск. свидетелей и говорит, что признает Бахауллу Явителем Божией Воли и принимает учение Бахаи. Дети, рожденные в бахаитской семье, могут провозглашать себя бахаитами лишь по достижении 15 лет. Брачный ритуал состоит в произнесении брачного обета в присутствии 2 свидетелей. Заключающий брак должен известить об этом местное духовное собрание, в обязанности к-рого входит проследить за соблюдением сторонами предписаний Бахаи, а также, напр., за получением согласия на брак родителей жениха и невесты. Умерших бахаитов погребают в земле (в гробах), кремация не допускается. На палец усопшего надевают погребальное кольцо, перед похоронами читается совместная заупокойная молитва. Каждый первый день месяца, по календарю Бахаи, проводится Праздник 19-го дня, к-рый состоит из 3 частей: 1-я - молитвенная и медитационная, 2-я - посвящена обсуждению текущих дел и 3-я - дружеское общение за трапезой. Кроме того, бахаиты отмечают т. н. св. дни. В Б. р. отсутствует духовенство. В наст. время в мире существует 7 храмов, принадлежащих последователям Б. р., расположенных в разных частях света. Каждая местная община бахаитов избирает сроком на 1 год местное духовное собрание из 9 членов, к-рое координирует ее жизнедеятельность. На уровне страны избирается национальное духовное собрание, Всемирный дом справедливости, избираемый на 5 лет представителями всех национальных общин бахаитов. Он располагается в г. Хайфа (Израиль) на горе Кармель, где вокруг могилы Баба возник духовный и адм. центр международной общины бахаи. Усыпальница Бахауллы также находится недалеко от Хайфы. Международное Сообщество Бахаи зарегистрировано при ООН как неправительственная орг-ция и имеет консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН и Детском Фонде.

Б. р. в России

В 1852 г. российское правительство, единственное в мире, в лице своих дипломатов ходатайствовало об освобождении Бахауллы, когда тот был заточен в тюрьму, и предложило ему убежище. Посмертный портрет Баба был выполнен художником, приведенным для этой цели российским консулом в г. Тебризе. Рус. был первым европ. языком, на к-рый была переведена Китаб-и-Акдас (1899). Рус. востоковеды и дипломаты XIX - нач. ХХ в. были в числе первых, кто изучал Б. р. (напр., Казем-бек А. Баб и бабиды. СПб., 1865; Розен В. Р. Первый сборник посланий Бабида Бехауллаха. СПб., 1908). Первая в мире община бахаитов за пределами Ирана появилась на территории Российской империи, в Ашхабаде, в нач. 80-х гг. XIX в. (существовала до 1938). Там же в 1918 г. был построен первый бахаитский храм (здание храма простояло до 1963), общины бахаитов вновь появились в 1990 г. и в наст. время действуют на всем постсоветском пространстве. Численность бахаитов составляет ок. 6 млн чел. с центрами более чем в 200 странах мира. Крупнейшие общины находятся в Индии - свыше 1 млн и Иране - свыше 300 тыс. В России общины бахаитов находятся в основном в крупных городах - Москве, С.-Петербурге, Казани, Краснодаре, Красноярске, Мурманске, Хабаровске, Якутске, Чите, Петропавловске-Камчатском, Новосибирске, точная их численность неизвестна.

Ист.: Китаб-е Акдес: «Священнейшая книга» современных бабидов / Текст, пер., введ. и прил. А. Г. Туманского // Зап. АН по ист.-филол. отд-нию. СПб., 1899. Т. 3; Абдул-Баха . Мысль мира: Речи и наставления Абдул-Баха о новой культуре мира. М., 1992; он же . Парижские беседы: Выступления Абдул-Баха в Париже в 1911 г. СПб., 1999.

Ю. А. Иоаннесян

Религия бахаи - явление новое и молодое по сравнению с самыми крупными и распространенными на Земле, прошедшими длинный путь становления и развития. Бахаизм зародился в 19 веке и не привязан к верованию какого-то народа. Последователи считают свою веру отдельной, самостоятельной религией, а не сектой или ответвлением. Общее число верующих сравнительно небольшое и насчитывает всего несколько миллионов.

Религия бахаи в России тоже есть, более того, она появилась здесь еще до событий революции. Считается, что ее корни уходят в Персию, откуда она распространилась в Индию и Российскую империю. Религия бахаи изначально считалась мусульманами исламской сектой, поскольку на ее возникновение и постулаты серьезно повлияла шиитская ветвь ислама. Сегодня даже в мусульманском мире новое вероучение признали самостоятельной религией.

Религия бахаи: откуда все началось

19 век был временем, когда приверженцы христианства и ислама верили в скорое пришествие нового Пророка, и последние были заняты поиском новоявленного Мессии. Один из ищущих, мулла Хусейн, в 1844 году случайно повстречал в Ширазе необычного юношу, который верил в то, что он - новый Пророк. Его звали Сайид Аль Мухаммед, 25 лет, он был невысоким, красивым и набожным. Все свое время он проводил в размышлениях о Коране и Боге. Он сочинял стихи и утверждал, что они - божественное откровение Аллаха, дарованное ему. Себя же юноша именовал "баби", то есть "указывающий врата к Богу".

В этом же году Пророк пошел еще дальше. Держась за кольцо двери Каабы, он перед толпой провозгласил себя Мессией. Сказать такое в столь священном месте было настоящим святотатством. Несмотря на то что у юноши были последователи, его посчитали возмутителем спокойствия, подрывающим устои ислама, и приговорили к тюремному заключению. Вскоре Сайид был переведен в крепость Маку.

По замыслу властей, курдская община, проживающая здесь, должна была принять в штыки слова юноши. На деле оказалось совсем не так, курды глубоко прониклись его идеями. Перевод в более отдаленный район не помог - проповеди Баба настолько захватили умы людей, что даже комендант-курд не устоял перед ними. Для того чтобы пресечь распространение учения, пророка предали суду. Приговор предусматривал телесное наказание. Реакция на эти события последовала незамедлительно. Бабиды организовали восстание, объявив начало эры заката ислама. Проблему надо было решить, и власти приговорили Баба к казни. Но это было только началом. Религия Бахаи, источник которой - сочинения Баба, развилась в самостоятельное течение благодаря другому человеку.

Бахаулла

Именно он продолжал дело Баба. Он был из обеспеченной, знатной семьи, но после того, как уверовал в новое учение, бросил все свое состояние. Занимаясь распространением идей Сайида, он попал в тюрьму, где получил откровение от Бога. После этого Бахаулла провозгласил себя человеком, о приходе которого говорил Баб. Впоследствии благодаря ему возникла религия бахаи. Но до этих событий было еще далеко. Как и предшественника, его сослали в местность с очень плохим климатом, а затем в тюрьму, куда заточали самых опасных преступников. Но Бахаулла выжил.

Более того, он успел написать "Наисвятейшую книгу", ставшую основой вероучения бахаи. Его проповеди были услышаны и здесь, и под их влияние попал даже глава местного духовенства. К месту ссылки начали стекаться паломники. Позже Бахаулла стал жить в личном особняке, название которого в переводе значило "радость". Умер он тут же, подхватив лихорадку.

Основы бахаизма

Бахаи (религия) кратко может быть представлена несколькими простыми постулатами. составляющими ее суть. Во-первых, за аксиому принимается утверждение, что

существует только один Бог, который создал все вокруг. Во-вторых, считается, что Бог ничем не выделял этносы и народы, создавая их. То есть все люди равны и имеют одинаковые права вне зависимости от расы, народности и цвета кожи. В-третьих, все религии есть одно целое. Последователи бахаи уверены, что источник всех религий один, и это Бог. Отличие обусловлено тем, что религии развивались в разных условиях в различные эпохи. Именно это стало причиной изменения и трансформации изначальной единой идеи.

Бахаи (религия) кратко говорит о том, что люди равны независимо не только от этноса, но и от пола. То есть равенство мужчины и женщины признается как само собой разумеющееся. Коренное отличие бахаизма от других религий - наличие конкретной программы, шагов, которые необходимо сделать для достижения нового мирового порядка. Например, один из таких шагов - уничтожение необразованности как явления. В мировом масштабе это сделать сложно, но в рамках общины предписано отдавать в школы всех детей. Если у семьи недостаточно для этого денег, а община по каким-то причинам не может оказать финансовую поддержку и выделить деньги на образование всех детей, то выбор должен быть сделан в пользу девочек. Такой подход считается самым рациональным, так как девочка в будущем станет матерью, а именно мать - первый наставник для ребенка.

То есть так проявляется забота о последующих поколениях. К тому же за угнетение, которому подвергались женщины в прошлом.

Особенности жизни

Мировая религия бахаи имеет свой календарь. Год в нем разделен на 19 месяцев по 19 дней в каждом из них. - девятиконечная звезда. В месте проживания общины действует орган, называющийся Домом справедливости. Из общины ежегодно избираются три человека для ведения дел и управления жизнью последователей культа. Бахаиты негативно относятся к употреблению алкоголя и пагубным привычкам.

Важное место в их системе ценностей занимает институт семьи, а брак как союз мужчины и женщины свято почитается.

Религия бахаи: вероучение, культ и организация

В отличие от других религий, культовая часть в бахаи минимальная. Любое действие, совершенное с мыслями о служении Богу, может рассматриваться как богослужение. Обязательным считается чтение всего трех молитв. На общих собраниях, которые проводятся в последний день месяца, приверженцы религии читают тексты Священных писаний бахаи, а также тексты других мировых религий. Пост в течение года всего один и соблюдается со 2 по 20 марта включительно. От него освобождаются дети, старики, беременные и кормящие женщины, а также путешественники. Чтобы примкнуть к религии, человек, достигший 15 лет, должен сообщить о своем желании на духовном собрании. Процесс выхода из общины происходит так же.

Дома поклонения

Так называются храмы последователей бахаи. Они имеют один центральный купол как символ Единого Бога и девять арочных входов. Они символ единства и разнообразия людской мысли в мире.

Дома поклонения включают не только место для молитв и собраний, но и различные вспомогательные институты. Они носят просветительский, образовательный и административный характер.

Духовенство

Религия бахаи не признает института духовенства как такового. Все решения принимаются на ежегодных духовных собраниях, а решения выносятся в процессе тайного голосования всех взрослых членов отдельной общины. Духовенство как институт бахаизму не нужен, поскольку для них любое действие, совершенное с и в контексте служения Ему, - уже культовая практика, не требующая посредников.

Лев Толстой о религии бахаи

Во времена писателя уже была известна религия бахаи в России. Толстой и бахаи, если можно так выразиться, прекрасно знали друг о друге. Писатель, захваченный новой идеей, ведет переписку с последователями религии по всему миру. Бахаизм распространялся очень быстро, подхваченный интеллигенцией разных стран. Толстой положительно отзывался о бабизме и считал, что он имеет большое будущее в мусульманском мире как нравственное учение о жизни.

Габриэль Саси написал три письма. Излагал постулаты новой религии, ее значение и тяжелое положение последователей. В ответ Толстой высказался в защиту бахаи в письме, которое должно было быть опубликовано в странах арабского мира.

Бахаи России

Религия бахаи в Москве также имеет последователей, несмотря на то что представители православного духовенства считают религию мусульманской сектой. Их число не так многочисленно, как в арабских странах. Несмотря на это, община ведет просветительскую деятельность и следует постулатам веры. Религия бахаи в Воронеже только начинает развиваться благодаря деятельности последователей религии. Они проводят занятия по духовному воспитанию бахаи не только у себя в городе, но и в Москве. Большинство общин не зарегестрированы. Примерное количество последователей в основных городах России не достигает и 100 человек. Религия бахаи в Воронеже проповедуется Марией Скребцовой и Алесей Лопатиной.

Бахаи является независимой мировой религией божественного происхождения. Ее также называют бахаизмом или бехаизмом. Название происходит от арабского «баха», что означает «слава», «свет», «блеск» или «великолепие». Бахаи религия представляет собой молодую религиозную концепцию откровения, она известна как обладательница собственных Священных Писаний. Ее идеология имеет широкие взгляды, она научна в применяемых методах, имеет свои гуманитарные принципы и динамично воздействует на человеческий разум и чувства. Бахайская идеология придерживается концепции единства Божественного и Божественных пророков, говорит о согласии между всем населением нашей планеты. Ее исповедуют более 5 миллионов людей во всем мире, это жители 188 государств и 45 зависимых территорий, принадлежащие к различным народам и народностям, существующие в разных племенах и относящиеся к разным социальным слоям.

Родиной данного течения является Персия. В XIX веке, а именно 23 мая 1844 года, молодой торговец по имени Сейид Али-Мухаммад (или Баб, что с арабского толкуется как «врата») из Шираза предсказал явление Посланника Всевышнего в скором времени, которого «ожидают все народы мира». Торговец сообщил, что он ― хранитель Божественного Откровения, который должен подготовить людей к приходу «нового Богоявления». Учение Баба стало быстро распространяться, однако не было принято исламским духовенством, поэтому в 1850 году проповедника арестовали, заключили в тюрьму и предали смертной казни на площади иранского города Тебриза. Более 20 тысяч учеников и сторонников хранителя Откровения были казнены в промежутке между 1844 и 1863 годами. Бахаисты считают Баба независимым Явителем Бога и Предшественником Божьего Посланника. Шоги Эффенди в своих трудах утверждает, что Баб создал новый пророческий цикл, который сменил предшествующий, адамический пророческий цикл. Он пишет также, что благодаря импульсу, посланному Бабом, человечество получило энергию для того, чтобы достигать зрелости и добиваться согласия во всем мире. Вне зависимости от того, что Откровение проповедника было достаточно кратким, Баб значится Великим пророком для адептов бахаизма.

Многие задаются вопросом: бахаи ― секта или религия? На это можно однозначно ответить: религия, так как бахаизм имеет свою специфическую символику, свод указаний для правильной жизни, традиции и обычаи, летоисчисление, священные дни и прочее, что отличает ее от секты.

Бахаулла

В числе последователей учения Баба одним из первых был Мирза Хусейн Али (1817–1892) , член семьи аристократов ― потомков правителей Персии, который более известен по имени Бахаулла, что переводится с арабского языка как «слава Божья». Бахаулла считается основателем бахайского течения. Он был рожден в 1817 году в области под названием Нур. С детства был отличен небывалой мудростью, знаниями и умственными способностями. Несмотря на принадлежность к аристократам, юноша отрекся от высокой должности при дворце, которая ему полагалась. А благодаря своей приветливости, доброте и щедрости он заслужил признание земляков.

После смерти Баба Бахаулла был лишен всех своих сбережений, имущества и владений; как и большое количество других последователей Баба. Его арестовали, затем пытали и в конце концов выслали из Персии. В 1852 году ему, находящемуся в Сиях-Чаль ― темнице в Тегеране, предложило помощь в виде предоставления политического убежища российское правительство. Но проповедник не принял помощи, предпочтя быть сосланным в Ирак. Вера не покидала узника ни на минуту, и в 1853 году в тюрьме им было получено Божественное Откровение. Духовенство преследовало Бахауллу беспрерывно, а 1863 году, будучи сосланным в Багдад, он сообщил публично, что служит Божьим Посланником, чье появление предсказывал Баб. В дальнейшем, высланный из Багдада, проповедник находился поочередно в ссылках в Константинополе, Адрианополе и Акко в 1868 году. В годы пребывания в последних двух городах он написал коллективные и индивидуальные обращения к правителям тех времен. В них выражался призыв к засвидетельствованию Божьего Дня и к признанию Обетованного, что предсказывали Писания религиозных направлений, которые они исповедовали. В своих обращениях проповедник призывал властителей и народ к примирению своих разногласий, к сокращению вооружения, а также к принятию системы коллективной безопасности, чтобы, в случае агрессии, направленной против одной страны, в срочном порядке происходило вмешательство путем объединения сил других государств.

Умер Посланник Бога 29 мая 1892 года в Бахджи, северной провинции Акко, где его и похоронили. К тому моменту знание о веровании бахаи стало развиваться за территорией Ближнего Востока, постепенно начиная приобретать мировой уровень распространения.

Особенности жизни

Нельзя сказать, что бахаистическое течение ― это культурно обособленная часть, реформистское учение или секта, относящаяся к другой религиозной идеологии. Нельзя также сказать, что она может называться и философской идеологией. По словам Арнольда Джозефа Тойнби, бахаи представляется независимым религиозным течением, таким, как, например, ислам, христианство и другие. Он называет бахаизм отдельно стоящей идеологией, которая, как он утверждает, обладает таким же статусом, как другие религии, имеющие в мире признание.

В своем учении Бахаулла провозглашал следующие жизненные принципы:

  • Человеческое единство ― принцип объединения человечества ― служит основой, на которой строится учение Посланника Всевышнего. Мировое объединение является заключительным этапом человеческой эволюции в стремлении к приобретению зрелости. Человечество добьется мировой гармонии только в том случае, если каждый начнет осознавать, что мир между людьми должен стать главным и новым духовным принципом, по которому строится наша жизнь.
  • Самостоятельное стремление к истине переходит в практическую реальность. При искреннем желании найти истину человеку нужно иметь больше, чем одну только слепую веру.
  • Одна основа всех существующих в мире религиозных концепций. Приверженцы бахаистического учения придерживаются точки зрения, что происхождение всех верований Божественно. Абсолютно все верования на Земле были созданы Богом в различных местах, в разные периоды времени, соответствуя потребностям и возможностям людей.
  • Научность и религиозность в гармонии. Божественный пророк утверждает, что должна существовать гармония между религией и наукой. Между ними истинными никогда не существовало противоречий, то есть они являются дополняющими друг друга аспектами истины.
  • Равенство между мужчинами и женщинами. Бахаулла был первым за всю историю религиозных деятелей, кто решился провозгласить принцип равенства между мужчиной и женщиной. Указанный принцип является неотъемлемой частью системы социального порядка, который он разработал и закрепил в законах. Эти законы гласят: женщины и мужчины должны обладать равными правами в обществе.
  • Отсутствие разнообразных предрассудков. Лучшим способом избавления от предрассудков значится осознание человечеством своего единства. Когда определенный член общества начинает осознавать гармонию человечества, его личные предрассудки исчезают.
  • Получение образования каждым человеком. Одним из величайших Божественных даров человечеству служит знание. Тот, кто отказывается от возможности получения знаний, приговаривает себя к ограниченной жизни.
  • Отсутствие крайностей в бедствии и богатстве. Гармония в мире наступит только тогда, когда все станут равны материально, как равны перед Богом.
  • Принятие каждым человеком высоких личных моральных принципов ― залог передачи этих принципов будущим поколениям. Чтобы воспитать детей, сначала нужно воспитать себя.
  • Общий язык для всех народов необходим для объединения всех людей на Земле.
  • Развитие цивилизации должно происходить на основе признания приоритетными духовных принципов.

Бог в рассматриваемом нами учении обладает монотеистичной и трансцендентной концепцией. Он не может иметь никакого описания, и единственным способом его связи с людьми может быть только Посланник Бога (пророк), которого также называют Богоявлением.

В бахаистическом религиозном течении говорится, что изначальная сущность любого человека есть душа, благодаря которой люди отличаются от животных, а человеческое тело присутствует лишь в качестве формы, которая помогает существовать на земле. Как утверждает Бахаулла, живя в мире, человек как бы проживает жизнь ребенка в утробе матери, развивая в себе качества нравственности, духовности, интеллектуальности. Когда душа попадает за пределы земного существования, эти качества преобразуются в «органы и конечности», которые там помогают развитию души. То есть адепты верят в существование души и в ее жизнь после смерти физического тела, когда начинается ее духовный путь к Богу сквозь различные миры и плоскости существования. Успешно пройдя по этому пути, душа попадает в рай, а в противном случае ― в ад, далеко от Бога. Для развития качеств своей души человек должен совершать общение с Всевышним путем медитации, молитвы, изучения откровений пророков. Кроме того, важную роль в этом играет моральная самодисциплина человека и его служение всему человечеству, то есть то, что в буддизме принято называть дхармой.

Бахаистическая идеология в России

Впервые бахаизм в России появился в 1882 году. Этот год отмечен установлением российской администрации в Туркестане, и по этой причине туда стали прибывать иранские беженцы, которые и стали первыми представителями рассматриваемой идеологии на территории России. Спустя некоторый промежуток времени большое их количество поселилось в Ашхабаде, ставшем для них прибежищем. До революционного 1917 года по крайней мере четырнадцать городов Российской империи были местом для проживания бахайских общин. Среди этих городов были такие, как Ашхабад, Бухара, Баку, Ташкент, Тбилиси и Москва. В советское время по всей территории России бахастические общины были уничтожены. Однако в 1991 году появились первые местные общины на территории СНГ и России, в крупных населенных пунктах. На данный момент известно о 43 духовных собраниях бахайского учения в России. На начало 2004 года насчитывалось 424 населенных пункта, в которых живут бахаисты, и 3 676 последователей этой веры. В Министерстве юстиции «Общине последователей веры бахаи в России» присвоен номер 218. Это учение описывается в творчестве Чингиза Айтматова («Встрече с одним бахаи»), Александра Городницкого («Бахайский храм»), в пьесах Изабеллы Гриневской, а также в произведениях Льва Толстого и Василия Ерошенко.

Вконтакте

Вера Бахаи - одна из молодых религий откровения - религий, у которых есть собственные Священные писания.

Её основатель (1817-92) почитается бахаи как последний из ряда «Богоявлений», который, помимо Бахауллы, включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Кришну, Иисуса Христа, Мухаммада, Баба и другие подобные фигуры.

Вера Бахаи зародилась в середине XIX в. и в настоящее время объединяет свыше 5 млн. последователей в 188 странах и на 45 зависимых территориях. Это представители 2112 народов, народностей и племён, выходцы из всех социальных слоёв и культур.

Части священных писаний Веры Бахаи переведены более чем на 800 языков мира.

Главные темы учения бахаи - единство Бога, единство религий и единство человечества.

Напоминая об аналогичных учениях прежних Богоявлений, Бахаулла заявляет, что существует только одна религия - «неизменная Вера Божия, вечная в прошлом, вечная в грядущем», аналогично тому, как в Коране «исламом» называется любая религия откровения.

Основные положения

Учение бахаи оформилось как вполне самостоятельная религия, всецело основанная на учении её основоположника Бахауллы.

Она не является культовым ответвлением, реформистским течением или сектой в рамках какой-либо другой религии, нельзя её назвать и просто философской системой.

По словам известного историка и философа А. Дж. Тойнби:

«Бахаи - это независимая религия наравне с , и прочими признанными мировыми религиями. Бахаи - это не секта; это отдельно существующая религия, имеющая тот же статус, что и остальные признанные религии».

Ещё в 1904 г. российский писатель С. И. Уманец упоминает о Бахаи как о самостоятельной религии. А в 1925 г. исламский суд Египта определил веру бахаи как отдельную религию, но не секту ислама.

Существуют и другие мнения на этот счёт. Так, по мнению евангелисткого проповедника Уолтера Мартина (Walter Ralston Martin),

«вера Бахаи является иранским трансплантатом в Соединённых Штатах, синкретической религией, нацеленной на объединение всех вероисповеданий во всемирное братство и дающей в результате людям право соглашаться или нет с тем, что в бахаи считается второстепенными вопросами, но придерживаться основных великих истин мировых религий, почитая Бахауллу как нашего времени».

Численность последователей

Ежегодник Британской энциклопедии за 1998 г. называет цифру 6,67 млн., однако бахаи считают, что на тот момент она была значительно завышена, предпочитая говорить, что их было около 5 млн.

Также указывается, что прирост последователей сегодня составляет 5,5% в год по всему миру.

В России общее количество бахаи на конец 2004 г. равняется 3676. На Украине с августа 2005 г. чуть больше 600 бахаи.

В Беларуси на начало 2008 г. насчитывается около 350 бахаи.

Международная община Бахаи признана ООН в качестве неправительственной организации с консультационным статусом.

Она аккредитована при Экономическом и социальном совете ООН и Международной организации помощи детям ЮНИСЕФ и сотрудничает с данными организациями по многим направлениям.

Видео: Принципы бахаизма и Рош ха-Никра

Принципы бахаизма


Фотогалерея

Полезная информация

Вера Бахаи
араб. بهاء
транслит. «Баха»
досл. «Слава»

Бахаи в России, СССР, СНГ

Когда в Туркестане была установлена российская администрация, там, начиная с 1882 г., стали селиться первые бахаи — беженцы из Ирана.

Через некоторое время Ашхабад стал настоящим убежищем для бахаи. До революции 1917 г. на территории Российской Империи общины бахаи существовали по крайней мере в 14 городах, в том числе в Ашхабаде, Баку, Бухаре, Москве, Ташкенте и Тбилиси, однако все они были уничтожены в советское время.

Начиная с 1991 г.местные общины бахаи начали появляться в некоторых крупных городах России и других государств СНГ.

В настоящее время в Российской Федерации существует 43 Местных духовных собрания.

Общее количество населённых пунктов, где проживают бахаи, достигло к началу 424 (2004).

Централизованная религиозная организация «Община последователей веры бахаи в России» зарегистрирована в Министерстве юстиции под номером 218.

Похожие публикации