Трудовое право. Заполнение. Отпуск. Трудовой договор. Увольнение

Измерение объемов тел правильной. Как вычислить объем тела неправильной формы Физика как определить объем тел неправильной формы

План-конспект урока физики по теме:

Измерение объема тела

Класс: 7Б

Тип урока: Урок применения знаний и умений.

Форма урока : Урок-практикум.

Цели урока:

Образовательные:

  • повторить материал по теме «Плотность вещества», «Масса тел»;
  • обеспечить усвоение учащимися знаний о физических величинах: масса, объем, плотность тел и их единицах измерения;

Развивающие:

  • формировать умение наблюдать и делать выводы;
  • развивать умение работать в группах;

Формировать умение применять приемы сравнения ;

Воспитательные:

Оборудование : измерительный цилиндр (мензурка); отливной стакан; пустой сосуд; тела правильной и неправильной формы небольшого объема (гайки, кусочки металла, фигурки из пластилина и т.д.); нитки.

Методы: беседа, практическая работа в парах и группах по 4 человека

Ход урока.

I. Организационная часть (2 мин)

На предыдущих уроках мы познакомились с такими физическими величинами, как плотность тела, его объём, масса. Узнали, что все эти величины зависят от агрегатного состояния тел.

Задачи сегодняшнего урока:

  1. научиться определять объем тела правильной формы с помощью измерительного цилиндра;
  2. научиться определять, объем тела неправильной формы с помощью отливного стакана и мензурки.

II . Актуализация знаний учащихся (4 мин)

На доске: слева под номерами серия вопросов (общего характера для повторения); в центре «окно» (нарисованный квадрат) с помещенной какой-либо буквой; справа столбиком ряд цифр, около которых написаны ответы.

Задание: за 3-4 минуты дайте ответы на вопросы, написанные слева, причем так, чтобы они начинались на указанную в «окне» букву.

Выбрана буква «М». Ниже приведены вопросы и ответы.

1) Физическая величина.

2) Ученый

3) Физическое тело.

4) Вещество.

5) Природное явление.

6) Прибор.

7) Раздел физики.

8) Единица измерения.

9) Профессия, имеющая отношение к физике.

Выводы:

Ответы учеников разнообразны:

1) Физическая величина – Масса;

2) Ученый - Максвелл;

3) Физическое тело – Маятник;

4) Вещество – Медь;

5) Природное явление – Молния;

6) Прибор – Метроном;

7) Раздел физики – Механика;

8) Единица измерения – Метр;

9) Профессия, имеющая отношение к физике – Музыкант.

III. Работа в парах. (25 мин.)

Учащиеся выполняют лабораторную работу «Измерение объема тела», пользуясь инструктивной карточкой.

Сначала ребята выполняют практическую работу по карточке №1

карточке №1

Определение объема тела правильной формы :

  1. налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было поместить в воду и измерьте ее объем;
  2. опустите тело, объем которого надо измерить, удерживая его за нитку, и снова измерьте объем жидкости в мензурке.
  3. проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющими у вас телами.
  4. результаты измерений запишите в таблицу:

Расчет объема тела правильной формы

Таблица№1

Затем учащиеся выполняют практическую работу по карточке №2:

Определение объема тела неправильной формы:

карточке №2

  1. определите цену деления мензурки.
  2. в отливной стакан налейте воды до отверстия отливной трубки.
  3. измерьте объем воды в отливном стакане с помощью мензурки, это будет объем V 1 , см 3 .
  4. погружайте тело неправильной формы в отливной стакан. При погружении часть воды выльется из стакана.
  5. измерьте вылившую воду с помощью мензурке. Это будет объем жидкости и тела V 2 , см 3 .
  6. результатом измерений объема тела будет вычисление объема тела неправильной форме по формуле: V= V 2 - V 1
  7. результат вычисления запишите в таблицу №1.

Расчет объема тела неправильной формы

Таблица№2

В работе учащиеся учитывают, что 1мл=1 см 3

В процессе выполнения практической работы по «Измерению объема тела» разных форм. Учащиеся получили индивидуальные результаты, характерны только для их пары. Т.к. тела были различны как по форме, так и по составу; объем воды в мензурках был различен.

Результаты некоторых измерений приведены в таблице №2

Результаты измерений объема тел различной формы

Таблица №3

опыта

Название

тела

Начальный объем жидкости в мензурке

V 1 , см 3

Объем жидкости и тела V 2 , см 3

Объем тела

V, см 3

V= V 2 - V 1

тела правильной формы

Цинковый цилиндр

Пластмасс. цилиндр

V 1 =(72 0,5)см 3

V 1 =(72 0,5)см 3

V 2 =(82 0,5) см 3

V 2 =(80 0,5) см 3

V=(10 0,5) см 3

V=(8 0,5) см 3

тела неправильной формы

Объемный многоуго

льник

V 1 =(131 0,5)см 3

V 2 =(51 0,5)см 3

V= V 2

V=(51 0,5)см 3

Выводы по лабораторной работе : в ходе выполнения работы, мы научились определять объем тел различной формы с помощью мензурки и вытесненной жидкости. В работе была учтена погрешность измерительного прибора (мензурки).

Работа в группах (7 мин)

Класс разделяется на три группы (по рядам сидячих мест). В тетрадях для лабораторных работ выполняют решение одной задачи.

Каждой группе предлагается по одной расчетной задачи. Содержание задач представлено на слайдах, и воспроизведены с помощью проектора на экран.

Задачи взяты из задачника Г. Остера.

Задача для группы №1.

Печальный дядя Боря захотел сам сварить себе суп, и у него получилось полкастрюли зеленой гадости . Объем этой гадости, которую дядя Боря не отважился попробовать – 0,001м 3 . Масса этой гадости – 1 кг 300 г. Вычисли плотность дядибориной гадости.

Задача для команды №2.

В цирке клоун одной левой поднимает огромную гирю, на которой написано 500 кг. На самом деле масса гири в 100 раз меньше. Объём этой гири 0,2 м 3 . Вычисли плотность цирковой гири.

Задача для команды №3.

В те редкие дни, когда мама загоняет среднеупитанного и плотного Петю в наполненную до краёв ванну, на пол выливается 30000 см 3 воды. Масса Пети 30 кг. Определите среднюю плотность Пети.

Решение задач были представлены следующие:

Решение задачи №1:

Дано: СИ Решение:

V супа = 0,001 м 3 плотность вещества найдем по формуле:

m = 1 кг 300 г ρ = m/V,

Где m - масса «супа»,

ρ-? V – объем «супа».

M с = 1,3 кг

Следовательно, подставляя числовые значения в формулу, мы определим плотность супа, сваренного д.Борей:

ρ = 1,3 кг/ 0,001 м 3 = 1300 кг/ м 3

Ответ: ρ = 1300 кг/м 3

3 этого «супа» будем иметь массу 1300 кг.

Решение задачи №2:

Дано:

СИ

Решение:

V гири = 0,2 м 3

m = 500 кг

Плотность гири найдем по формуле:

ρ = m/V,

где m - масса гири,

V – объем гири.

m истинного значения гири будет равно:

m = 500/100=5 кг,

ρ=5кг/0,2м 3 = 25 кг/м 3

ответ: ρ=25 кг/м 3

ρ-?

Полученный ответ подразумевает следующее: получилось, что 1 м 3 этой гири будем иметь массу 25 кг.

Решение задачи №3:

Дано:

СИ

Решение:

V = 30000 см 3

m = 30 кг

0,03м 3

Плотность Пети найдем по формуле:

ρ = m/V,

где m - масса Пети,

V – объем вылившейся воды, это и будет объем Пети.

Переведем объем воды в систему СИ используя метод пропорций:

1м 3 =1000000см 3

х м 3 =30000 см 3 _

1000000х=30000

х= 30000/1000000

х= 0,03 м3

подставляя числовые значения в формулу, мы определим плотность:

ρ ср = 30кг/0,03м 3 = 1000 кг/м 3

ответ: ρ ср = 1000 кг/м 3

ρ ср -?

Итог урока: (2 мин)

Ребята сдают тетради с выполненной лабораторной работой.

Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание отсутствует, т.к. ребята хорошо потрудились на уроке, успев выполнить все предлагаемые задания.

Согласовано»

Директор МОУ

Клявлинской СОШ №2______________ Л.Н.Харымова

Анализ урока физики в 7 классе.

ФИО учителя : Костина О.В.

Класс: 7Б

Количество учащихся: 19 человек.

Цель посещения: Изучить соответствие содержания урока его целям и задачам, взаимодействие учителя и учащихся на уроке .

Тип урока : Урок применения знаний и умений .

Форма урока: урок-практикум

Тема урока: «Измерение объема тела»

Структурные элементы урока

Соответствие целям и задачам урока

1. Постановка образовательных целей урока.

Образовательные цели урока:

  • повторить материал по теме ««Плотность вещества», «Масса тел»;
  • обеспечить усвоение учащимися знаний об физических величинах: масса, объем, плотность тел и их единицах измерения;
  • научить, практически использовать полученные знания;
  • выработать навыки определения объема тела с помощью измерительного цилиндра (мензурки);

Данные цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока. Неоднократно на уроке происходило закрепление знаний по изученному материалу. Ответы ребят были грамотные. При демонстрации на доске мини игры «Думай быстро» ребята повторили опорные понятия; повторение материала происходило в ходе выполнения работы по измерению объема тел правильной и неправильной формы.

При проведении лабораторных работ на практике закрепляются теоретические знания по теме и навыки работы с физическими приборами. Сочетание данных форм работы способствует осознанному усвоению материала. Учитель вначале урока четко сформулировал целевые ориентиры урока.

2. Постановка развивающих целей.

Развивающие цели урока:

Формировать умение наблюдать и делать выводы;

Развивать умение работать в группах;

  • активизировать мышление школьников;
  • способствовать осознанному усвоению материала;
  • развивать умение рационально планировать свою деятельность;
  • формировать умение применять приемы сравнения.

Данные цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока. При проведении практической части урока происходит развитие способности наблюдать и на этой основе обобщить знания и сделать выводы (активизирует мышление школьника). Работа в парах и четверках формирует умение работать в группах разной численности и состава, формирует нацеленность на общий результат. Сочетание данных форм работы способствует осознанному усвоению материала. Лабораторная работа, заполнение таблиц учит ребят планировать срою работу.

3. Постановка воспитательных целей урока.

Воспитательные цели урока:

  • развивать аккуратность в оформлении работ и содержании рабочего места;
  • формировать познавательный интерес к предмету.

Цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока:

Урок проводится с постоянной вовлеченностью каждого ученика в процесс получения знаний. Содержит задания познавательного характера, соответствующие возрастным особенностям учащихся. На протяжении всего урока – практикума прослеживается отчетливая целенаправленность. Такая форма урока способствует формированию познавательного интереса к предмету.

Учащиеся учатся слушать и слышать друг друга, т. к. они работают в группе с общими познавательными целями .

4. Форма организации учебной деятельности

На уроке происходит чередование различных форм учебной деятельности. На этапе актуализации знаний – фронтальный опрос. Следующие этапы урока включают, в основном, групповую работу. В ходе урока учитель работает со всем классом, эффективно добиваясь поставленных целей.

5. Методы организации деятельности учащихся на уроке

Основной метод организации деятельности учащихся на уроке практический, он способствует активизации мыслительной деятельности учащихся.

В начале урока учителем дается мотивация деятельности учащихся по применению полученных знаний в ходе данного урока.

6.Средства обучения, применяемые на уроке

В качестве средств обучения применяются физические приборы. Рациональному использованию времени на уроке способствует готовый раздаточный материал (на каждую парту). Учитель для большей наглядности использует слайды с задачами для закрепления.

7. Применение технологии обучения

Урок проводится в нестандартной форме урока – практикума и содержит задания познавательного характера, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Задания, применяемые учителем на уроке, использование информационных технологий, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.

8. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ

Материал урока соответствует программе курса «Физики 7-9 класс» для общеобразовательных учреждений. Программа подготовлена авторским коллективом Е.М. Гутник, А.В. Перышкин, М.: «Дрофа», 2001 г., рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по физики к уровню подготовки выпускников основной школы ученики в ходе урока повторяют материал по теме «Плотность вещества», «Масса тела». Знания и умения, которые показали учащиеся на уроке, соответствуют требованиям к физической подготовке учащихся основной школы: у учащихся хорошо сформировано понимание «тело», «вещество»; хорошо владеют практическими приемами: работой с мензурками и телами различных форма; сформированы навыки сравнения;

хорошо сформирована физическая речь учащихся.

9. Рациональная организация труда учащихся

Выдержано время, отведенное на проведение урока. Урок достаточно содержателен и насыщен. Выполнена работа, запланированная учителем, на 40 минут.

10.Стиль отношения учителя с учащимися.

Взаимоотношения учителя с учащимися выстроены на основе взаимного уважения. В ходе данного урока наблюдается особая активность учащихся, чувствуется их заинтересованность в успешном результате.

11. Результаты познавательной деятельности на уроке.

На учебном занятии были созданы условия для проявления познавательной активности учеников, развития индивидуальных способностей. Класс работал активно. Вместе с учителем ребята обобщали материал, делали выводы, работали самостоятельно и в группах, учились самоконтролю и взаимоконтролю. На данном уроке все учащиеся получили положительные оценки за выполнение лабораторной части урока; поставлены оценки «5» за устные ответы. Все без исключения учащиеся активно добывали знания, а не являлись пассивными слушателями.

Заместитель директора

По учебно-воспитательной работе_________ С.В. Миханьков

«Согласовано»

Директор МОУ

Клявлинской СОШ №2_____________ Л.Н.Харымова



Автор презентации «Измерение объёма тел» Помаскин Юрий Иванович - учитель физики, Почетный работник общего образования. Презентация сделана как учебно-наглядное пособие к учебнику «Физика 7» автора А.В. Перышкина. Предназначена для демонстрации на уроках изучения нового материала Используемые источники: 1) А.В.Перышкин «Физика 7», Москва, Дрофа стр)Картинки из Интернета (


Измерение объёма тел Цель работы – научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра (мензурки) Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объема, нитки мл


Указание к работе 1. Определите цену деления мензурки мл 5 делений ЦД = = 4 мл


Указания к работе 2. Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду и измерьте его объём мл Повторите измерения с другими телами 48 мл 68 мл


Указания к работе 3. Результаты измерений занесите в таблицу опыта Название тела Начальный объём воды V1, мл (см куб) Объём воды и тела V2, мл (см куб) Объем тела V = V1 – V2, мл (см куб) 1Цилиндр Гайка … Доп.


Указания к работе 5. Результаты измерений занесите в таблицу опыта Название тела Начальный объём воды V1, мл (см куб) Объём воды и тела V2, мл (см куб) Объем тела V = V1 – V2, мл (см куб) 1Цилиндр Гайка … Доп.Камешек 52

Определять объемы жидкос­тей, твердых тел (правильной и неправильной формы) и газов.

: мерный цилиндр или мен­зурка, линейка, сосуд с водой, тело непра­вильной формы, тело, имеющее форму пря­моугольного параллелепипеда , небольшая колба, стакан.

Теоретические сведения

Например, объем тела, которое имеет форму прямоугольного параллелепипеда (рис. 2), вы­числяется по формуле:

V = Idh, где I - длина тела; d - ширина тела; h - вы­сота тела.


Указания к работе

Подготовка к эксперименту

1. Прежде чем начать измерения, вспомните:

а) как определяется цена деления шкалы средства измерения;

б) как правильно снимать показания мерного цилиндра;

в) какие меры безопасности надо соблюдать при работе с мензуркой.

2. Определите и запишите цену деления шкал линейки и мерного цилиндра.

Эксперимент

Результаты всех измерений сразу же заносите в таблицу.

1. Измерьте объем тела неправильной геометрической формы с помощью мерного цилиндра.

2 . Определите объем тела правильной геометрической формы.

3. Определите объем тела правильной геометрической формы с помощью линейки.

4. Измерьте объем воздуха, который содержится в колбе и других сосудах, находящихся на вашем столе.

Номер опыта Название сосуда Объем жидкости, см 3 Объем воздуха, см 3
1.
2.
3.


Анализ результатов эксперимента

1. Проанализировав различные способы измерения объема, укажите:

а) какой из способов определения объема твердого тела является более универсальным и почему;

б) какие факторы повлияли на точность полученных вами результатов.

2. Сделайте вывод, в котором укажите, что именно вы научились измерять и для чего могут пригодиться навыки, полученные при выполнении ра­боты.

Дополнительное задание

Предложите способы измерения объема тела неправильной формы, если:

а) его объем меньше, чем цена деления мерного сосуда, который у вас имеется;

б) тело не помещается в сосуд, который у вас имеется.

Физика. 7 класс: Учебник / Ф. Я. Божинова, Н. М. Кирюхин, Е. А. Кирюхина. - X.: Издательство «Ранок», 2007. - 192 с.: ил.

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Лабораторная работа №1

Тема:

Цель:

Оборудование:

параллелепипеда

Техника безопасности

Ход работы

Теоретические сведения

Объем - это

3 ).

математических :

.

Практическая часть

Опыт №1.

Таблица №1

Стороны предмета

Объем, м 3

длина, м

ширина d, м

высота h, м

Куб

Параллелепипед

зависимости от объема);

.

V =_____(__).

Таблица №2

Начальный объем воды V 1 , см 3

Объем воды и тела V 2 , см 3

Объем тела V

полностью 2

3. Определите объем V

Теоретическая часть

Запишите вывод в тетради.

Лабораторная работа №1

Тема: Измерение объема жидкости и объема твердого тела

Цель: научиться определять объемы жидкостей и твердых тел

(правильной и неправильной формы)

Оборудование: мерный цилиндр или мензурка с водой, линейка тело

неправильной формы, тело, имеющее форму прямоугольного

параллелепипеда

Техника безопасности

Ход работы

Теоретические сведения

Объем - это , которая характеризует свойство тел занимать ту или иную часть пространства. Единицей объема в

международной системе единиц (СИ) является кубический метр (м 3 ).

кубический метр равен объему куба с ребром 1 м.

Если тело имеет правильную геометрическую форму, то, измерив линейные размеры, можно определить его объем с помощью соответствующих

математических :

    объем тела, имеющего форму куба, вычисляется по формуле: , где – сторона куба.

    объем тела, которое имеет форму прямоугольного

параллелепипеда, вычисляется по формуле: , где - длина тела; d - ширина тела; h - высота тела .

Практическая часть

Опыт №1. Определение объема тела правильной формы

Таблица №1

Стороны предмета

Объем, м 3

длина, м

ширина d, м

высота h, м

Куб

Параллелепипед

1. При помощи линейки измерьте длину, ширина и высоту сторон предмета. Полученные результаты запишите в таблицу №1.

2. Определите по приведённым формулам объем предмета правильной формы. Результат запишите в таблицу.

Объем жидкости и газа измеряют с помощью мерного цилиндра или мензурки. Для объема жидкости с помощью мерного цилиндра (мензурки) необходимо:

а) перелить жидкость в мерный сосуд (она приобретет форму сосуда,

а ее верхняя граница будет находиться на определенной высоте в

зависимости от объема);

б) определить пометку шкалы, напротив которой расположена верхняя

граница столба жидкости; зная цену деления шкалы, вычислить .

Опыт №2 Определение объема жидкости

1. Определите цену деления мерного цилиндра, вместе с расчетами запишите в тетрадь полученное значение. С= ______(__).

2. Определите объем воды и запишите полученный результат. V =_____(__).

Опыт №3. Определение объема тела неправильной формы

Таблица №2

Начальный объем воды V 1 , см 3

Объем воды и тела V 2 , см 3

Объем тела V

1. Запишите в таблицу 2 начальный объем воды в мерном стаканчике.

2. Погрузите в воду тело неправильной формы полностью . Измерьте общий объем воды вместе с телом. Запишите в таблицу полученный объем V 2

3. Определите объем V тела неправильной формы по формуле: . Вычисления запишите в тетрадь. Заполните таблицу, указав полученный результат.

Теоретическая часть

Ответьте письменно на вопросы, рассмотрев шкалу измерительного прибора:

1. Каков объем жидкости в цилиндре, если она налита до верхнего штриха шкалы?

2. Каков объем жидкости в цилиндре, если она налита до первого снизу штриха?

3. Каков объем жидкости помещается между ближайшими штрихами шкалы?

Анализ результатов эксперимента

Проанализируйте эксперимент и его результаты. Сформулируйте вывод, в котором укажите: какую физическую величину вы сегодня находили; какими приборами для этого пользовались; как вы считаете, измениться ли объем параллелепипеда, если его измерить при помощи мерного стаканчика?

Запишите вывод в тетради.



Цель работы:

научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра.


Приборы и материалы:

измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объёма (гайки, фарфоровые ролики, кусочки металла и др.), нитки.


Ход работы.

  • Определите цену деления мензурки.

ПРИМЕР:


Тренировочные задание и вопросы

При погружении в мензурки тела уровень воды в мензурке

повышается, так как увеличивается объем воды на величину, равную объему тела.

1.Определите по рисунку

уровень воды:

до погружения _________;

после погружения _______;

Объем тела _______.

2.Какую физическую величину

измеряют с помощью мензурки?

___________________________________


3.В каких единицах измеряется?

____________________________________

4. Переведите:

1 м 3 =___________ см 3

1 см 3 =___________ м 3

100см 3 =___________ м 3

0.5 м 3 =___________ см 3

5000см 3 =___________ м 3

0,01 м 3 =___________ см 3

Примечание: 1мл=1 см 3


Ход работы.

5. Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте её объём.

6. Опустите тело, объём которого надо измерить, в воду, удерживая его за нитку, и снова измерьте объём жидкости.

7 . Вычислите разность объёмов, что и будет составлять объём тела.

8. Проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющимися у вас телами.

9. Определите объем тел правильной формы.


1. Определите цену деления мензурки.

Ход работы:

5. Налейте в мензурку столько воды,

чтобы тело можно было полностью

погрузить в воду, и измерьте ее объем V 1.

6. Опустите тело в воду, удерживая его за

нить, и снова измерьте объем жидкости V 2.

7 . Вычислите разность объёмов, что и будет составлять объём тела.

8 . Проделайте опыты с другими телами.

9. Определите объем тел правильной формы.


Ход работы.

5. Результаты измерений запишите в таблицу

опыта

Название тела

Цилиндр (пример)

Начальный объём жидкости в мензурке V 1 , см 3

Объём жидкости и тела V 2 см 3

Объём тела V , см 3

V=V 2 - V 1

Пластина

V =а· b ·с ( объём равен произведению длины на ширину и высоту)


Вывод:

я научился пользоваться рычажными весами и с их помощью измерять массу различных тел.


Домашнее задание

§19, 20

Упражнение №6 (1, 2, 3)


Дополнительное задание

Если тело неправильной формы не входит в мензурку, то его объём можно определить с помощью отливного сосуда. Перед измерением сосуд наполняют водой до отверстия отливной трубки. При погружении в него тела часть воды, равная объёму тела, выливается. Измерив мензуркой её объём, определяют объём погруженного в жидкость тела.

Похожие публикации