Измерение объемов тел правильной. Как вычислить объем тела неправильной формы Физика как определить объем тел неправильной формы
План-конспект урока физики по теме:
Измерение объема тела
Класс: 7Б
Тип урока: Урок применения знаний и умений.
Форма урока : Урок-практикум.
Цели урока:
Образовательные:
- повторить материал по теме «Плотность вещества», «Масса тел»;
- обеспечить усвоение учащимися знаний о физических величинах: масса, объем, плотность тел и их единицах измерения;
Развивающие:
- формировать умение наблюдать и делать выводы;
- развивать умение работать в группах;
Формировать умение применять приемы сравнения ;
Воспитательные:
Оборудование : измерительный цилиндр (мензурка); отливной стакан; пустой сосуд; тела правильной и неправильной формы небольшого объема (гайки, кусочки металла, фигурки из пластилина и т.д.); нитки.
Методы: беседа, практическая работа в парах и группах по 4 человека
Ход урока.
I. Организационная часть (2 мин)
На предыдущих уроках мы познакомились с такими физическими величинами, как плотность тела, его объём, масса. Узнали, что все эти величины зависят от агрегатного состояния тел.
Задачи сегодняшнего урока:
- научиться определять объем тела правильной формы с помощью измерительного цилиндра;
- научиться определять, объем тела неправильной формы с помощью отливного стакана и мензурки.
II . Актуализация знаний учащихся (4 мин)
На доске: слева под номерами серия вопросов (общего характера для повторения); в центре «окно» (нарисованный квадрат) с помещенной какой-либо буквой; справа столбиком ряд цифр, около которых написаны ответы.
Задание: за 3-4 минуты дайте ответы на вопросы, написанные слева, причем так, чтобы они начинались на указанную в «окне» букву.
Выбрана буква «М». Ниже приведены вопросы и ответы.
1) Физическая величина.
2) Ученый
3) Физическое тело.
4) Вещество.
5) Природное явление.
6) Прибор.
7) Раздел физики.
8) Единица измерения.
9) Профессия, имеющая отношение к физике.
Выводы:
Ответы учеников разнообразны:
1) Физическая величина – Масса;
2) Ученый - Максвелл;
3) Физическое тело – Маятник;
4) Вещество – Медь;
5) Природное явление – Молния;
6) Прибор – Метроном;
7) Раздел физики – Механика;
8) Единица измерения – Метр;
9) Профессия, имеющая отношение к физике – Музыкант.
III. Работа в парах. (25 мин.)
Учащиеся выполняют лабораторную работу «Измерение объема тела», пользуясь инструктивной карточкой.
Сначала ребята выполняют практическую работу по карточке №1
карточке №1
Определение объема тела правильной формы :
- налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было поместить в воду и измерьте ее объем;
- опустите тело, объем которого надо измерить, удерживая его за нитку, и снова измерьте объем жидкости в мензурке.
- проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющими у вас телами.
- результаты измерений запишите в таблицу:
Расчет объема тела правильной формы
Таблица№1
Затем учащиеся выполняют практическую работу по карточке №2:
Определение объема тела неправильной формы:
карточке №2
- определите цену деления мензурки.
- в отливной стакан налейте воды до отверстия отливной трубки.
- измерьте объем воды в отливном стакане с помощью мензурки, это будет объем V 1 , см 3 .
- погружайте тело неправильной формы в отливной стакан. При погружении часть воды выльется из стакана.
- измерьте вылившую воду с помощью мензурке. Это будет объем жидкости и тела V 2 , см 3 .
- результатом измерений объема тела будет вычисление объема тела неправильной форме по формуле: V= V 2 - V 1
- результат вычисления запишите в таблицу №1.
Расчет объема тела неправильной формы
Таблица№2
В работе учащиеся учитывают, что 1мл=1 см 3
В процессе выполнения практической работы по «Измерению объема тела» разных форм. Учащиеся получили индивидуальные результаты, характерны только для их пары. Т.к. тела были различны как по форме, так и по составу; объем воды в мензурках был различен.
Результаты некоторых измерений приведены в таблице №2
Результаты измерений объема тел различной формы
Таблица №3
опыта | Название тела | Начальный объем жидкости в мензурке V 1 , см 3 | Объем жидкости и тела V 2 , см 3 | Объем тела V, см 3 V= V 2 - V 1 |
|
тела правильной формы |
|||||
Цинковый цилиндр Пластмасс. цилиндр | V 1 =(72 0,5)см 3 V 1 =(72 0,5)см 3 | V 2 =(82 0,5) см 3 V 2 =(80 0,5) см 3 | V=(10 0,5) см 3 V=(8 0,5) см 3 |
||
тела неправильной формы |
|||||
Объемный многоуго льник | V 1 =(131 0,5)см 3 | V 2 =(51 0,5)см 3 | V= V 2 V=(51 0,5)см 3 |
Выводы по лабораторной работе : в ходе выполнения работы, мы научились определять объем тел различной формы с помощью мензурки и вытесненной жидкости. В работе была учтена погрешность измерительного прибора (мензурки).
Работа в группах (7 мин)
Класс разделяется на три группы (по рядам сидячих мест). В тетрадях для лабораторных работ выполняют решение одной задачи.
Каждой группе предлагается по одной расчетной задачи. Содержание задач представлено на слайдах, и воспроизведены с помощью проектора на экран.
Задачи взяты из задачника Г. Остера.
Задача для группы №1.
Печальный дядя Боря захотел сам сварить себе суп, и у него получилось полкастрюли зеленой гадости . Объем этой гадости, которую дядя Боря не отважился попробовать – 0,001м 3 . Масса этой гадости – 1 кг 300 г. Вычисли плотность дядибориной гадости.
Задача для команды №2.
В цирке клоун одной левой поднимает огромную гирю, на которой написано 500 кг. На самом деле масса гири в 100 раз меньше. Объём этой гири 0,2 м 3 . Вычисли плотность цирковой гири.
Задача для команды №3.
В те редкие дни, когда мама загоняет среднеупитанного и плотного Петю в наполненную до краёв ванну, на пол выливается 30000 см 3 воды. Масса Пети 30 кг. Определите среднюю плотность Пети.
Решение задач были представлены следующие:
Решение задачи №1:
Дано: СИ Решение:
V супа = 0,001 м 3 плотность вещества найдем по формуле:
m = 1 кг 300 г ρ = m/V,
Где m - масса «супа»,
ρ-? V – объем «супа».
M с = 1,3 кг
Следовательно, подставляя числовые значения в формулу, мы определим плотность супа, сваренного д.Борей:
ρ = 1,3 кг/ 0,001 м 3 = 1300 кг/ м 3
Ответ: ρ = 1300 кг/м 3
3 этого «супа» будем иметь массу 1300 кг.
Решение задачи №2:
Дано: | СИ | Решение: |
V гири = 0,2 м 3 m = 500 кг | Плотность гири найдем по формуле: ρ = m/V, где m - масса гири, V – объем гири. m истинного значения гири будет равно: m = 500/100=5 кг, ρ=5кг/0,2м 3 = 25 кг/м 3 ответ: ρ=25 кг/м 3 |
|
ρ-? | ||
Полученный ответ подразумевает следующее: получилось, что 1 м 3 этой гири будем иметь массу 25 кг. |
Решение задачи №3:
Дано: | СИ | Решение: |
V = 30000 см 3 m = 30 кг | 0,03м 3 | Плотность Пети найдем по формуле: ρ = m/V, где m - масса Пети, V – объем вылившейся воды, это и будет объем Пети. Переведем объем воды в систему СИ используя метод пропорций: 1м 3 =1000000см 3 х м 3 =30000 см 3 _ 1000000х=30000 х= 30000/1000000 х= 0,03 м3 подставляя числовые значения в формулу, мы определим плотность: ρ ср = 30кг/0,03м 3 = 1000 кг/м 3 ответ: ρ ср = 1000 кг/м 3 |
ρ ср -? | ||
Итог урока: (2 мин)
Ребята сдают тетради с выполненной лабораторной работой.
Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание отсутствует, т.к. ребята хорошо потрудились на уроке, успев выполнить все предлагаемые задания.
Согласовано»
Директор МОУ
Клявлинской СОШ №2______________ Л.Н.Харымова
Анализ урока физики в 7 классе.
ФИО учителя : Костина О.В.
Класс: 7Б
Количество учащихся: 19 человек.
Цель посещения: Изучить соответствие содержания урока его целям и задачам, взаимодействие учителя и учащихся на уроке .
Тип урока : Урок применения знаний и умений .
Форма урока: урок-практикум
Тема урока: «Измерение объема тела»
Структурные элементы урока | Соответствие целям и задачам урока |
1. Постановка образовательных целей урока. | Образовательные цели урока:
Данные цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока. Неоднократно на уроке происходило закрепление знаний по изученному материалу. Ответы ребят были грамотные. При демонстрации на доске мини игры «Думай быстро» ребята повторили опорные понятия; повторение материала происходило в ходе выполнения работы по измерению объема тел правильной и неправильной формы. При проведении лабораторных работ на практике закрепляются теоретические знания по теме и навыки работы с физическими приборами. Сочетание данных форм работы способствует осознанному усвоению материала. Учитель вначале урока четко сформулировал целевые ориентиры урока. |
2. Постановка развивающих целей. | Развивающие цели урока: Формировать умение наблюдать и делать выводы; Развивать умение работать в группах;
Данные цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока. При проведении практической части урока происходит развитие способности наблюдать и на этой основе обобщить знания и сделать выводы (активизирует мышление школьника). Работа в парах и четверках формирует умение работать в группах разной численности и состава, формирует нацеленность на общий результат. Сочетание данных форм работы способствует осознанному усвоению материала. Лабораторная работа, заполнение таблиц учит ребят планировать срою работу. |
3. Постановка воспитательных целей урока. | Воспитательные цели урока:
Цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока: Урок проводится с постоянной вовлеченностью каждого ученика в процесс получения знаний. Содержит задания познавательного характера, соответствующие возрастным особенностям учащихся. На протяжении всего урока – практикума прослеживается отчетливая целенаправленность. Такая форма урока способствует формированию познавательного интереса к предмету. Учащиеся учатся слушать и слышать друг друга, т. к. они работают в группе с общими познавательными целями . |
4. Форма организации учебной деятельности | На уроке происходит чередование различных форм учебной деятельности. На этапе актуализации знаний – фронтальный опрос. Следующие этапы урока включают, в основном, групповую работу. В ходе урока учитель работает со всем классом, эффективно добиваясь поставленных целей. |
5. Методы организации деятельности учащихся на уроке | Основной метод организации деятельности учащихся на уроке практический, он способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. В начале урока учителем дается мотивация деятельности учащихся по применению полученных знаний в ходе данного урока. |
6.Средства обучения, применяемые на уроке | В качестве средств обучения применяются физические приборы. Рациональному использованию времени на уроке способствует готовый раздаточный материал (на каждую парту). Учитель для большей наглядности использует слайды с задачами для закрепления. |
7. Применение технологии обучения | Урок проводится в нестандартной форме урока – практикума и содержит задания познавательного характера, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Задания, применяемые учителем на уроке, использование информационных технологий, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся. |
8. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ | Материал урока соответствует программе курса «Физики 7-9 класс» для общеобразовательных учреждений. Программа подготовлена авторским коллективом Е.М. Гутник, А.В. Перышкин, М.: «Дрофа», 2001 г., рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по физики к уровню подготовки выпускников основной школы ученики в ходе урока повторяют материал по теме «Плотность вещества», «Масса тела». Знания и умения, которые показали учащиеся на уроке, соответствуют требованиям к физической подготовке учащихся основной школы: у учащихся хорошо сформировано понимание «тело», «вещество»; хорошо владеют практическими приемами: работой с мензурками и телами различных форма; сформированы навыки сравнения; хорошо сформирована физическая речь учащихся. |
9. Рациональная организация труда учащихся | Выдержано время, отведенное на проведение урока. Урок достаточно содержателен и насыщен. Выполнена работа, запланированная учителем, на 40 минут. |
10.Стиль отношения учителя с учащимися. | Взаимоотношения учителя с учащимися выстроены на основе взаимного уважения. В ходе данного урока наблюдается особая активность учащихся, чувствуется их заинтересованность в успешном результате. |
11. Результаты познавательной деятельности на уроке. | На учебном занятии были созданы условия для проявления познавательной активности учеников, развития индивидуальных способностей. Класс работал активно. Вместе с учителем ребята обобщали материал, делали выводы, работали самостоятельно и в группах, учились самоконтролю и взаимоконтролю. На данном уроке все учащиеся получили положительные оценки за выполнение лабораторной части урока; поставлены оценки «5» за устные ответы. Все без исключения учащиеся активно добывали знания, а не являлись пассивными слушателями. |
Заместитель директора
По учебно-воспитательной работе_________ С.В. Миханьков
«Согласовано»
Директор МОУ
Клявлинской СОШ №2_____________ Л.Н.Харымова
Автор презентации «Измерение объёма тел» Помаскин Юрий Иванович - учитель физики, Почетный работник общего образования. Презентация сделана как учебно-наглядное пособие к учебнику «Физика 7» автора А.В. Перышкина. Предназначена для демонстрации на уроках изучения нового материала Используемые источники: 1) А.В.Перышкин «Физика 7», Москва, Дрофа стр)Картинки из Интернета (
Измерение объёма тел Цель работы – научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра (мензурки) Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объема, нитки мл
Указание к работе 1. Определите цену деления мензурки мл 5 делений ЦД = = 4 мл
Указания к работе 2. Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду и измерьте его объём мл Повторите измерения с другими телами 48 мл 68 мл
Указания к работе 3. Результаты измерений занесите в таблицу опыта Название тела Начальный объём воды V1, мл (см куб) Объём воды и тела V2, мл (см куб) Объем тела V = V1 – V2, мл (см куб) 1Цилиндр Гайка … Доп.
Указания к работе 5. Результаты измерений занесите в таблицу опыта Название тела Начальный объём воды V1, мл (см куб) Объём воды и тела V2, мл (см куб) Объем тела V = V1 – V2, мл (см куб) 1Цилиндр Гайка … Доп.Камешек 52
Определять объемы жидкостей, твердых тел (правильной и неправильной формы) и газов.
: мерный цилиндр или мензурка, линейка, сосуд с водой, тело неправильной формы, тело, имеющее форму прямоугольного параллелепипеда , небольшая колба, стакан.
Теоретические сведения
Например, объем тела, которое имеет форму прямоугольного параллелепипеда (рис. 2), вычисляется по формуле:
V = Idh, где I - длина тела; d - ширина тела; h - высота тела.
Указания к работе
Подготовка к эксперименту
1. Прежде чем начать измерения, вспомните:
а) как определяется цена деления шкалы средства измерения;
б) как правильно снимать показания мерного цилиндра;
в) какие меры безопасности надо соблюдать при работе с мензуркой.
2. Определите и запишите цену деления шкал линейки и мерного цилиндра.
Эксперимент
Результаты всех измерений сразу же заносите в таблицу.
1. Измерьте объем тела неправильной геометрической формы с помощью мерного цилиндра.
2 . Определите объем тела правильной геометрической формы.
3. Определите объем тела правильной геометрической формы с помощью линейки.
4. Измерьте объем воздуха, который содержится в колбе и других сосудах, находящихся на вашем столе.
Номер опыта | Название сосуда | Объем жидкости, см 3 | Объем воздуха, см 3 |
1. | |||
2. | |||
3. |
Анализ результатов эксперимента
1. Проанализировав различные способы измерения объема, укажите:
а) какой из способов определения объема твердого тела является более универсальным и почему;
б) какие факторы повлияли на точность полученных вами результатов.
2. Сделайте вывод, в котором укажите, что именно вы научились измерять и для чего могут пригодиться навыки, полученные при выполнении работы.
Дополнительное задание
Предложите способы измерения объема тела неправильной формы, если:
а) его объем меньше, чем цена деления мерного сосуда, который у вас имеется;
б) тело не помещается в сосуд, который у вас имеется.
Физика. 7 класс: Учебник / Ф. Я. Божинова, Н. М. Кирюхин, Е. А. Кирюхина. - X.: Издательство «Ранок», 2007. - 192 с.: ил.
Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендацииЛабораторная работа №1
Тема:
Цель:
Оборудование:
параллелепипеда
Техника безопасности
Ход работы
Теоретические сведения
Объем - это
3 ).
математических :
.
Практическая часть
Опыт №1.
Таблица №1
Стороны предмета
Объем, м 3
длина, м
ширина d, м
высота h, м
Куб
Параллелепипед
зависимости от объема);
.
V =_____(__).
Таблица №2
Начальный объем воды V 1 , см 3
Объем воды и тела V 2 , см 3
Объем тела V
полностью 2
3. Определите объем V
Теоретическая часть
Запишите вывод в тетради.
Лабораторная работа №1
Тема: Измерение объема жидкости и объема твердого тела
Цель: научиться определять объемы жидкостей и твердых тел
(правильной и неправильной формы)
Оборудование: мерный цилиндр или мензурка с водой, линейка тело
неправильной формы, тело, имеющее форму прямоугольного
параллелепипеда
Техника безопасности
Ход работы
Теоретические сведения
Объем - это , которая характеризует свойство тел занимать ту или иную часть пространства. Единицей объема в
международной системе единиц (СИ) является кубический метр (м 3 ).
кубический метр равен объему куба с ребром 1 м.
Если тело имеет правильную геометрическую форму, то, измерив линейные размеры, можно определить его объем с помощью соответствующих
математических :
объем тела, имеющего форму куба, вычисляется по формуле: , где – сторона куба.
объем тела, которое имеет форму прямоугольного
параллелепипеда, вычисляется по формуле: , где - длина тела; d - ширина тела; h - высота тела .
Практическая часть
Опыт №1. Определение объема тела правильной формы
Таблица №1
Стороны предмета
Объем, м 3
длина, м
ширина d, м
высота h, м
Куб
Параллелепипед
1. При помощи линейки измерьте длину, ширина и высоту сторон предмета. Полученные результаты запишите в таблицу №1.
2. Определите по приведённым формулам объем предмета правильной формы. Результат запишите в таблицу.
Объем жидкости и газа измеряют с помощью мерного цилиндра или мензурки. Для объема жидкости с помощью мерного цилиндра (мензурки) необходимо:
а) перелить жидкость в мерный сосуд (она приобретет форму сосуда,
а ее верхняя граница будет находиться на определенной высоте в
зависимости от объема);
б) определить пометку шкалы, напротив которой расположена верхняя
граница столба жидкости; зная цену деления шкалы, вычислить .
Опыт №2 Определение объема жидкости
1. Определите цену деления мерного цилиндра, вместе с расчетами запишите в тетрадь полученное значение. С= ______(__).
2. Определите объем воды и запишите полученный результат. V =_____(__).
Опыт №3. Определение объема тела неправильной формы
Таблица №2
Начальный объем воды V 1 , см 3
Объем воды и тела V 2 , см 3
Объем тела V
1. Запишите в таблицу 2 начальный объем воды в мерном стаканчике.
2. Погрузите в воду тело неправильной формы полностью . Измерьте общий объем воды вместе с телом. Запишите в таблицу полученный объем V 2
3. Определите объем V тела неправильной формы по формуле: . Вычисления запишите в тетрадь. Заполните таблицу, указав полученный результат.
Теоретическая часть
Ответьте письменно на вопросы, рассмотрев шкалу измерительного прибора:
1. Каков объем жидкости в цилиндре, если она налита до верхнего штриха шкалы?
2. Каков объем жидкости в цилиндре, если она налита до первого снизу штриха?
3. Каков объем жидкости помещается между ближайшими штрихами шкалы?
Анализ результатов эксперимента
Проанализируйте эксперимент и его результаты. Сформулируйте вывод, в котором укажите: какую физическую величину вы сегодня находили; какими приборами для этого пользовались; как вы считаете, измениться ли объем параллелепипеда, если его измерить при помощи мерного стаканчика?
Запишите вывод в тетради.
Цель работы:
научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра.
Приборы и материалы:
измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объёма (гайки, фарфоровые ролики, кусочки металла и др.), нитки.
Ход работы.
- Определите цену деления мензурки.
ПРИМЕР:
Тренировочные задание и вопросы
При погружении в мензурки тела уровень воды в мензурке
повышается, так как увеличивается объем воды на величину, равную объему тела.
1.Определите по рисунку
уровень воды:
до погружения _________;
после погружения _______;
Объем тела _______.
2.Какую физическую величину
измеряют с помощью мензурки?
___________________________________
3.В каких единицах измеряется?
____________________________________
4. Переведите:
1 м 3 =___________ см 3
1 см 3 =___________ м 3
100см 3 =___________ м 3
0.5 м 3 =___________ см 3
5000см 3 =___________ м 3
0,01 м 3 =___________ см 3
Примечание: 1мл=1 см 3
Ход работы.
5. Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте её объём.
6. Опустите тело, объём которого надо измерить, в воду, удерживая его за нитку, и снова измерьте объём жидкости.
7 . Вычислите разность объёмов, что и будет составлять объём тела.
8. Проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющимися у вас телами.
9. Определите объем тел правильной формы.
1. Определите цену деления мензурки.
Ход работы:
5. Налейте в мензурку столько воды,
чтобы тело можно было полностью
погрузить в воду, и измерьте ее объем V 1.
6. Опустите тело в воду, удерживая его за
нить, и снова измерьте объем жидкости V 2.
7 . Вычислите разность объёмов, что и будет составлять объём тела.
8 . Проделайте опыты с другими телами.
9. Определите объем тел правильной формы.
Ход работы.
5. Результаты измерений запишите в таблицу
№ опыта
Название тела
Цилиндр (пример)
Начальный объём жидкости в мензурке V 1 , см 3
Объём жидкости и тела V 2 см 3
Объём тела V , см 3
V=V 2 - V 1
Пластина
V =а· b ·с ( объём равен произведению длины на ширину и высоту)
Вывод:
я научился пользоваться рычажными весами и с их помощью измерять массу различных тел.
Домашнее задание
§19, 20
Упражнение №6 (1, 2, 3)
Дополнительное задание
Если тело неправильной формы не входит в мензурку, то его объём можно определить с помощью отливного сосуда. Перед измерением сосуд наполняют водой до отверстия отливной трубки. При погружении в него тела часть воды, равная объёму тела, выливается. Измерив мензуркой её объём, определяют объём погруженного в жидкость тела.