Трудовое право. Заполнение. Отпуск. Трудовой договор. Увольнение

Краткое содержание левша по главам 1 3. Левша. Сказ о тульском косом левше и стальной блохе. Лесков – русский национальный писатель

😉 Здравствуйте, дорогие читатели! В статье «Николай Семенович Лесков: биография, факты» — о жизни известного русского писателя, прозаика, публициста. Интересные факты из его биографии и видео.

Николай Семенович Лесков — русский писатель, автор знаменитого рассказа «Левша», который входит в школьную программу. Писатель глубоко проник в суть русского народа, что отразилось в его произведениях разных жанров: сказы, рассказы, повести, романы в жанре реализма, очерки.

Биография Николая Семеновича Лескова

Родился Николай Семенович за тридцать лет до отмены крепостного права, в 1831 году в Орловской губернии на территории Российской империи.

Подпись: «Господский дом в селе Горохово Орловской губернии. В этом доме родился Николай Семенович Лесков и тут же проведено его детство»

Родители:

Отец некоторое время относился к духовенству, но затем устроился на службу в губернскую уголовную палату. Он занимал должность следователя и имел незаурядный талант к расследованию непростых преступлений.

Мать была из дворянского рода. В возрасте восьми лет Николай вместе с родителями, братьями и сестрами переехал в Панин хутор в окрестностях Кромы. В этой местности он и познакомился с бытом и характером простого русского народа.

Детство и юность

В 1841 г. будущий писатель пошел в школу, где за пять лет смог осилить лишь программу первого и второго классов.

Летом 1847 г. молодой человек стал служить в канцелярии того же суда, где работал его отец. Но на следующий год его отец ушел из жизни. Лесков обратился к руководству с просьбой о переводе его в Киев. Его просьба удовлетворена, и он поселяется в городе у дальнего родственника.

За семь лет пребывания в Украине Лесков в совершенстве овладел не только украинским, но польским языками. Прошел курс философии и религии в Киевском университете. В это время он довольно часто общался со старообрядцами и религиозными паломниками.

Огромное влияние на писателя оказал Журавский со своими идеями отмены крепостного права. На последнем курсе учебного заведения Лесков уходит с государственного поста. Он начинает работать на родственника своей тёти, господина А. Я. Шкотта. Фирма называлась «Шкотт и Вилькенс» и находилась в Пензенской области.

Николай Семенович Лесков

На этом предприятии он получал достаточно средств, чтобы прокормить себя и путешествовать по России. В путешествиях он глубже познавая язык и культуру различных регионов огромной империи. Об этих годах он вспоминает, как о лучших в своей жизни. Лесков написал об этом в «Русском обществе в Париже» под псевдонимом Стебницкий.

После закрытия торговой фирмы Лесков возвращается в Киев и пишет литературные произведения, работает журналистом в «Современной медицине». Там он становится скандальным автором разоблачений государственных докторов. Обвиненный во взятках, он оставил работу.

Санкт-Петербург

Через шесть месяцев Лесков поселяется у своего друга Вернадского. «Санкт-Петербургские ведомости» регулярно печатают его очерки. Чаще всего его публиковали в журнале «Отечественные записки» не без содействия знакомого публициста из Орловской губернии.

Так, появилась первая большая публикация «Очерки винокуренной промышленности». Журнал «Современник» высоко оценил работы Лескова.

Как писатель Николай Семенович ярко проявляет себя в 1863 г. Из-под его пера выходят «Житие одной бабы», позже – «Некуда». В этих произведениях отчетливо прослеживается сатира над бытом нигилизма. Восхваляется труд простого крестьянина, семейные традиции.

Его параллели легко угадывались в руководстве издательства. Поэтому его работы и он сам получал негативные отклики. В вину ставили его протест демократическим взглядам литераторов того времени, а также его радикальные наклонности.

Многие считали, что он пишет романы по заданию какой-то третьей заинтересованной стороны. Однако сам писатель опровергал эти домыслы. Но более печататься в популярных изданиях не мог. Оставалось только публиковать свои произведения у Каткова в «Русском вестнике».

1881 г. ознаменовался выходом рассказа «Сказ о тульском косом и стальной блохе», который сам автор характеризует как неоднозначно добрый. В нем все переплелось, и добро, и зло.

Сразу и непонятно, кто помогает общему делу, а кто все портит. Но Левша был одним из «Праведников» (сборник портретов русских людей, выраженных в ярких персонажах рассказов).

Личная жизнь Лескова

Лесков был женат дважды:

  • первая жена — Ольга Смирнова, дочь киевского коммерсанта. Она страдала психической болезнью, лечилась, но семья распалась. Дети: сын Митя (умер младенцем); дочь Вера;
  • вторая жена — Екатерина Бубнова. В этом гражданском браке родился сын Андрей. В 1877 г. семейная пара рассталась.

Николай Семенович был добрейшим человеком и убежденным . Он верил в то, что разумному человеку животных убивать нельзя.

Н. С. Лесков, 1892 г.

Последние годы писатель страдал астмой и скончался от этой болезни в 1895 году в Санкт-Петербурге. Там он был предан земле. В настоящее время биографию писателя изучают в школах на уроках литературы.

Его произведения оставляют в душе у читателя ощущение проникновения в русскую сущность, в быт русского народа таким, каким его создавали со времен Древней Руси.

Не пропустите видео! Здесь более подробная и интересная история «Николай Семенович Лесков: биография и творчество писателя»

Рассказ «Левша» был написан Н. С. Лесковым в 1881 году. Кто такой Левша в произведении? Это талантливый тульский оружейник, который смог превзойти английских мастеров. Однако на родине его умения не были оценены по достоинству, и он умирает в больнице, позабытый всеми. Называя свое произведение рассказом, писатель, скорее всего, хотел подчеркнуть особую «сказовую» форму повествования.

Вконтакте

Рассказ ведется от имени цехового мастера и только в заключительной главе приводятся размышления автора. Ниже вам предлагается краткое содержание «Левша» Лескова.

Краткий пересказ произведения

Персонажи

Главные герои:

  • Левша - оружейный мастер, сумевший подковать механическую блоху вместе с другими мастерами.

Описание других персонажей:

  • Платов - казачий атаман.
  • Александр Павлович - русский император, получивший в подарок от англичан заводную блоху.
  • Николай Павлович - русский император, который приказал тульским оружейникам улучшить английскую блоху.
  • Тульские мастера - оружейники, которые смогли подковать заводную блоху микроскопических размеров.
  • Английские мастера - оружейники и инженеры, пораженные умением тульских мастеров.
  • Мартын-Сокольский - врач, который пытался передать последние слова Левши русскому императору.
  • Чернышев - министр иностранных дел.

Рассказ «Левша»: краткое содержание по главам

Глава 1

В 1814 году русский император Александр I в сопровождении атамана Платова отправился в путешествие по Европе, чтобы увидеть достижения науки и искусства в других странах. Император восхищен изобретениями иностранцев, а Платов уверен, что русские мастера не уступают иностранным.

Глава 2

Император Александр I и донский казак Платов посещают Англию, где тоже смотрят на лучшие изобретения. Александра I вновь восхищают достижения иностранцев. Платов все еще уверен, что мастера из России ничем не хуже.

Глава 3

Англичане хотят впечатлить своих гостей и показывают им свое гениальное изобретение - заводную танцующую блоху, которую можно разглядеть только в микроскоп. Царь покупает блоху за миллион, а Платов ворует микроскоп, чтобы ее можно было рассмотреть. После чего Александр I и Платов возвращаются на родину.

Глава 4

В 1825 году, после смерти Александра І, его брату - Николаю І — достается шкатулка с блохой. Платов рассказывает Николаю историю, связанную с блохой. Посмотрев на блоху в микроскоп, царь отправляет Платова в Тулу. Император хочет, чтобы тульские мастера смогли превзойти английских.

Приехав в Тулу, Платов просит местных мастеров найти способ превзойти инженеров из Англии. На это он отводит мастерам две недели.

Услышав поручение Платова, трое лучших тульских оружейника покидают свои дома и уходят неизвестно куда. Среди этих оружейников был и Левша.

Глава 7

Оружейники добираются до города Мценска с целью поклониться иконе Св. Николая, который считался покровителем торговли и военного дела. После чего они возвращаются домой. Оружейники закрываются в доме и не выходят из него две недели.

Глава 8

По прошествии двух недель Платов приезжает в Тулу, чтобы забрать блоху. Он зовет трех мастеров, которые должны были выполнить работу.

Глава 9

Отправленные за мастерами курьеры пришли к дому, где закрылись оружейники. Но курьеров в дом не пускали и потому они снимают крышу с дома. Тем временем оружейники заканчивают работу и направляются к Платову.

Глава 10

Оружейники отдают механическую блоху Платову. Не заметив никаких изменений, Платов злится на них. Обиженные оружейники говорят, что их работу заметит только император. Платов сердится, бросает в свою повозку Левшу и уезжает в Петербург.

Глава 11

В Петербурге Платов говорит царю, что оружейники ничего не сделали и просто вернули блоху. Император в это не поверил и решил проверить сам.

Когда блоху заводят, выясняется что она больше не прыгает. Это привело Платова в ярость и он бьет Левшу, говоря что тот обманщик. На это мастер отвечает, что работу оружейников можно разглядеть только в очень сильный микроскоп.

Глава 13

Даже в очень сильный микроскоп царь не может разглядеть работу оружейников. Тогда Левша говорит, что следует обратить внимание на ноги блохи. После этого император, наконец, замечает, что блоха подкована. Это удивляет и радует царя.

Глава 14

Левша рассказывает императору, что на подковах можно увидеть имена самих мастеров. А имя Левши выгравировано на гвоздях, которыми подбиты подковы, хотя настолько сильных микроскопов еще не изобрели. Царь отправляет Левшу в Англию, чтобы тот показал иностранцам свою гениальную работу.

Глава 15

В Лондоне англичане восхищаются работой русских мастеров. Английские мастера даже уговаривают Левшу остаться, чтобы он мог получить образование и работать в Англии. Однако мастер отказывается поскольку любит свою родную страну, но он решает немного погостить.

Глава 16

Левше показывают заводы Англии. Ему нравится как в этой стране заботятся о рабочих и какой у них порядок. Также он замечает, что ружья у иностранцев в лучшем состоянии, чем у русских. После чего Левша отплывает обратно в Россию и на корабле знакомится с полшкипером.

Глава 17

По пути домой Левша с полшкипером много выпивают, отчего заболевают. Однажды Левша едва не падает за борт. Пьяных товарищей держат в каюте до окончания путешествия.

Глава 18

В Петербурге полшкипера отвозят в английское посольство, а Левша, ослабевший и не в состоянии даже разговаривать, попадает в квартал. Полицейские пытаются оставить его в какой-нибудь больнице, но без документов его нигде не принимают. Тогда его оставляют на полу в больнице для простонародья.

Глава 19

Полшкипер обнаруживает Левшу на больничном полу. Он находит мастеру доктора с помощью Платова, однако слишком поздно. Умирая, мастер просит доктора передать царю, что англичане «ружья кирпичом не чистят». Врач пытается донести послание мастера, но его не слушают и продолжают чистить ружья кирпичами аж до самой войны.

Глава 20

В конце произведения писатель размышляет о том, что в век технического прогресса гениальных мастеров заменили машины. Но память о талантливых людях, таких как Левша, будет жить вечно.

Заключение

Суть рассказа Лескова заключается в том, что огромное количество народных умельцев и талантливых людей не может полностью раскрыться по причине жизненных условий. Короткий пересказ произведения Лескова не передает всей силы таланта писателя. Поэтому лучше читать рассказ полностью.

Киньте краткое содержание по главам Лесков "Левша" пж и получил лучший ответ

Ответ от

Ответ от Жанна Паламарчук [новичек]
После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «своё ничуть не хуже».
В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает. Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург.
Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп». Но попытка оказывается неудачной, и Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно.
Платов просит у Левши прощения. Левшу обмывают в «Туляновских банях», остригают и «обформировывают», будто на нем есть какой-нибудь «жалованный чин», и отправляют отвезти блоху в подарок англичанам. В дороге Левша ничего не ест, «поддерживая» себя одним вином, и поёт на всю Европу русские песни. На расспросы англичан он признается: «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, только своему отечеству верно преданные». Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую веру, которая «самая правильная». Ничем его англичане не могут прельстить, далее предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно отзывается об одежде и худобе англичанок. На английских заводах Левша замечает, что работники в сытости, но больше всего его занимает, в каком виде содержатся старые ружья.
Вскоре Левша начинает тосковать и, несмотря на приближающуюся бурю, садится на корабль и не отрываясь смотрит в сторону России. Корабль выходит в «Твердиземное море», и Левша заключает пари со шкипером, кто кого перепьёт. Пьют они до «рижского Динаминде», и, когда капитан запирает спорщиков, уже видят в море чертей. В Петербурге англичанина отправляют в посольский дом, а Левшу - в квартал, где у него требуют документ, отбирают подарки, а после отвозят в открытых санях в больницу, где «неведомого сословия всех умирать принимают». На другой день «аглицкий» полшкипер «куттаперчевую» пилюлю проглатывает и после недолгих поисков находит своего русского «камрада». Левша хочет сказать два слова государю, и англичанин отправляется к «графу Клейнмихелю», но полшпикеру не нравятся его слова о Левше: «хоть шуба овечкина, так душа человечкина». Англичанина направляют к казаку Платову, который «простые чувства имеет». Но Платов закончил службу, получил «полную пуплекцию» и отсылает его к «коменданту Скобелеву». Тот посылает к Левше доктора из духовного звания Мартын-Сольского, но Левша уже «кончается», просит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, а то они стрелять не годятся, и «с этой верностью» перекрещивается и умирает. Доктор докладывает о последних словах Левши графу Чернышеву, но тот не слушает Мартын-Сольского, потому что «в России на это генералы есть», и ружья продолжают чистить кирпичом. А если бы император услыхал слов


Ответ от Ѐадик Байгин [гуру]
ссылка


Ответ от Mad Candy [активный]
«Левша» краткое содержание по главам
Глава 1
Когда закончился венский совет, император Александр захотел «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Александр человек был общительный, со всеми разговаривал, всем интересовался. При нем состоял донской казак Платов, «который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил». И как царь заметит что-то диковинное, он говорит, что, мол, и на Руси не хуже есть. А англичане к приезду государя хитростей разных напридумывали, «чтобы его чужестранностью пленить», и договорились с Александром на следующий день ехать в оружейную кунсткамеру. Платову это не по душе пришлось, потому «велел он денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кислярки», а пререкаться с царем не стал, думал: «Утро ночи мудренее».
Глава 2
На следующий день приехали они в кунсткамеру - «пребольшое здание - подъезд неописанный, коридоры до бесконечности». Посмотрел император на Платова, а тот и глазом не повел. Англичане показывали все свое добро, а царь за них порадовался и спросил У Платова, почему тот такой бесчувственный. Казак ответил, что «мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали». А иноземцы сказали:
- Это пистоля неизвестного, неподражаемого мастерства…
Александр дивился вещи, а потом подал ее Платову, чтобы и он полюбовался. Тот поковырял замок и прочитал сделанную на сгибе русскую надпись: «Иван Москвин во граде Туле». Англичане так и ахнули, что промаху дали. А царю их жалко стало за такой «конфуз».
Глава 3
На следующий день поехали они опять кунсткамеры смотреть. Платов все царя домой зазывал и потешался над иностранцами, а Александр ему: «Пожалуйста, не порть мне политики». Привели их в последнюю кунсткамеру, где было все, «начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи». Вроде ничему не удивляется государь, и Платову от этого спокойно и радостно.
Вдруг царю подносят подарок на пустом подносе. Александр в недоумении, а англичане просят его самую маленькую соринку на подносе взять себе на ладошку. Это, оказывается, металлическая блоха, для которой даже ключик есть, чтобы завести ее, и тогда она «пойдет дансе». Государь сразу за такое чудо миллион отстегнул. Платов сильно раздосадовался, ведь англичане «дар сделали», а он за него платить должен. А Александр только и повторял, чтобы тот политики ему не портил. Положил он блоху в бриллиантовый орешек, а потом в свою золотую табакерку. А англичан похвалил: «Вы есть первые мастера на всем свете…» А Платов взял тайком мелкоскоп и в карман себе положил. Ехали они в Россию, по дороге смотрели в разные стороны и не разговаривали.
Глава 4
В России после смерти Александра никто из придворных не понимал, что с этой блохой делать надо, даже выбросить хотели. Но царь запретил. Тут, кстати, Платов и сказал: «Это, ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или Сестербеке, - тогда еще Сестрорецк Сестербеком звали, - не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались». Николай Павлович согласился, надеясь, что русские мастера не хуже будут.
Глава 5
Платов взял стальную блоху и поехал к тульским оружейникам. Мужики согласились, что вещь хитро сделана, и пообещали Платову, что к его приезду с Дона что-нибудь придумают: «Мы еще и сами не знаем, что учиним, а только будем на Бога надеяться, и авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Платова этот ответ не устроил, но делать нечего. Он только предупредил, чтобы мастеровые тонкой работы не испортили.
Глава 6
Платов уехал, а три самых лучших мастера, один из них косой левша, у которого «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при у


Ответ от Даринусик Няф [новичек]
Глава 7Описываются туляки. Туляк умен, сведущ в металлическом деле, очень религиозен. Вера туляков и мастерство помогают им строить великолепной красоты соборы.
Мастера направились не в Киев, а «к Мценску, к уездному городу Орловской губернии», где находится икона святого Николая, покровителя торгового и военного дела. «Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились они домой нощию, и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете». Сидели они все в домике у левши, ставни закрыли, двери заперли. Дня три сидели, не выходя, «ни с кем не видались и не разговаривали».
Глава 8Приехал Платов в Тулу, послал людей за работой. Да и самому любопытно и не терпится посмотреть.
Глава 9Тульские мастера уже почти доделали свою работу, осталось последний винтик вкрутить, а к ним в двери уже ломятся, кричат. Мастера обещают принести скоро. И вправду, вышли -у двоих в руках пусто, а левша царскую шкатулку несет.
Глава 10Отдали шкатулку Платову. Сел в экипаж, а самому интересно, решил посмотреть, открывает, а блоха какая была, такая и осталась. Спросил он у усталых мастеров, в чем загвоздка. А те говорят: «Смотрите сами». Платов ничего не увидел, разозлился и накричал на них, мол, того, такую вещь испортили. Те обиделись на него и сказали, что не откроют секрет, в чем работа их была потому, что не доверяет он им. А Платов взял левшу к себе в коляску и увез без «тугамента».
Глава 11Платов боялся, что царь вспомнит о блохе. И правда, как только он приехал, царь велел ее сразу подать. А Платов говорит: «Нимфозория все в том же пространстве». На что царь ответил: «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».
Глава 12Вытащили блоху, царь позвал свою дочь Александру Николаевну, чтобы она своими тонкими пальчиками завела ключиком блоху. Но блоха не танцует. Тогда Платов схватил левшу и начал таскать его за волосы, а мастеровой говорит, что они ничего не испортили, и просит принести «самый сильный мелкоскоп».
Глава 13Государь уверен, что русские люди его не подведут. Приносят микроскоп. Посмотрел царь и велит привести к нему левшу. Левша весь в рваной одежде, «без тугамента», пришел к царю. Николай говорит, что смотрел, но ничего не увидел. А левша отвечает: «Надо всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает». Все так и сделали. Царь как посмотрел, так и засиял, обнял грязного левшу и сказал, что был уверен, что его не подведут. Ведь они английскую блоху подковали!
Глава 14Все посмотрели в микроскоп и тоже начали обнимать левшу. А Платов перед ним извинился, дал сто рублей и велел вымыть его в бане и сделать прическу в парикмахерской. Сделали из него приличного человека с приличным видом и повезли в Лондон.
Глава 15Привез курьер левшу, посадил его в номер гостиницы, а шкатулку с блохой куда надо забрал. Левше есть захотелось. Отвели его в «пищеприемную комнату». Но есть их пищу он отказался и «ждет курьера в прохладе за баклажечкой». А англичане тем временем на блоху посмотрели и захотели сразу мастера увидеть. Курьер проводит их в номер к левше, «англичане хлоп-хлоп его по плечу…» и хвалят. Четыре дня вместе вино пили, потом, отойдя, начали расспрашивать тульского мастера, где он учился. Левша отвечает: «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арихметики мы нимало не знаем». Иностранцы удивляются и предлагают ему у них остаться, «образованности выучиться», жениться и их веру принять. Левша отказывается: «…наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы». Уговорили его только погостить остаться на короткий срок, а потом они его сами на своем корабле в Петербург отвезут.

Русский писатель Николай Семенович Лесков родился в селе Горохово Орловской губернии в 1831 г. Отец его был чиновник и сын священника. Мать происходила из дворянской семьи, и детство его было обычное дворянское детство. Большое влияние на него оказала его тетка Поля, которая вышла замуж за англичанина-квакера и примкнула к этой секте. Шестнадцати лет Лесков потерял родителей и остался один на свете, вынужденный сам зарабатывать себе на хлеб. Пришлось бросить гимназию и поступить на службу. Он служил в разных казенных провинциальных учреждениях. Тут ему открылись реальные картины русской действительности. Но по-настоящему он открыл жизнь, когда оставил государственную службу и стал служить у англичанина Шкотта, как и тетя Поля, сектанта, который управлял огромными имениями богатого помещика. На этой службе Лесков приобрел обширные познания о русской жизни, весьма отличающиеся от типичных представлений молодых образованных людей того времени. Благодаря житейской подготовке Лесков стал одним из тех русских писателей, которые знают жизнь не как владельцы крепостных душ, чьи воззрения изменились под влиянием французских или немецких университетских теорий, как Тургенев и Толстой , а знают ее из непосредственной практики, независимо от теорий. Потому-то взгляд его на русскую жизнь так необычен, так свободен от снисходительной сентиментальной жалости к русскому крестьянину, столь характерной для либерального и образованного крепостника.

Лесков: путь в литературу и из нее. Лекция Майи Кучерской

Его литературная работа началась с писания деловых отчетов для м-ра Шкотта, который не замедлил обратить внимание на содержавшиеся там здравый смысл, наблюдательность, знание народа. Николай Лесков начал писать для газет и журналов в 1860 г., когда ему было 29 лет. Первые статьи касались только практических, бытовых вопросов. Но вскоре – в 1862 г. – Лесков бросил службу, переехал в Петербург и стал профессиональным журналистом.

То было время большого общественного подъема . Общественные интересы захватили и Лескова, но в высшей степени практический ум и житейский опыт не позволили ему безоговорочно примкнуть ни к одной из тогдашних партий горячих голов, не приспособленных к практической деятельности. Отсюда и изоляция, в которой он оказался, когда произошел инцидент, оставивший несмываемый след в его литературной судьбе. Он написал статью о больших пожарах , в том году разрушивших часть Петербурга, виновниками которых по слухам считались «нигилисты » и радикально настроенные студенты. Лесков не поддержал этот слух, но упомянул о нем в своей статье и потребовал, чтобы полиция провела тщательное расследование с целью подтвердить или опровергнуть городские слухи. На радикальную прессу это требование подействовало как разорвавшаяся бомба. Лескова обвинили в том, что он натравливает чернь на студентов и «информирует» полицию. Ему объявили бойкот и изгнали из прогрессивных журналов.

Портрет Николая Семеновича Лескова. Художник В. Серов, 1894

В это время он начал писать художественную прозу. Первый рассказ (Овцебык ) появился в 1863 году. За ним последовал большой роман Некуда (1864). Этот роман вызвал новые недоразумения с радикалами , которые умудрились разглядеть в некоторых персонажах клеветнические карикатуры на своих друзей; этого было достаточно, чтобы заклеймить Лескова как подлого клеветника-реакционера, хотя главные социалисты в романе изображены почти святыми. В следующем своем романе, На ножах (1870–1871), Лесков пошел в изображении нигилистов значительно дальше: они представлены как кучка мерзавцев и подлецов. Не «политические» романы создали Лескову настоящую славу. Слава эта основана на его рассказах. Но романы сделали Лескова жупелом всей радикальной литературы и лишили самых влиятельных критиков возможности отнестись к нему хоть с какой-то долей объективности. Единственным, кто приветствовал, ценил и ободрял Лескова, был знаменитый славянофильский критик Аполлон Григорьев , человек гениальный, хотя и сумасбродный. Но в 1864 году Григорьев умер, и всей своей позднейшей популярностью Лесков обязан только никем не направляемому хорошему вкусу публики.

Популярность началась после публикации «хроники» Соборяне в 1872 г. и ряда рассказов, в основном из жизни духовенства, которые последовали за хроникой и печатались до самого конца 1870-х гг. В них Лесков является защитником консервативных и православных идеалов, что привлекло к нему благосклонное внимание высокопоставленных особ, в том числе супруги Александра II , императрицы Марии Александровны. Благодаря вниманию императрицы Лесков получил место в комитете министерства просвещения, практически синекуру. В конце 70-х гг. он присоединился к кампании защиты православия против пиетистской пропаганды лорда Рэдстока. Однако Лесков никогда не был последовательным консерватором, и даже его поддержка православия против протестантизма опиралась, как на главный аргумент, на демократическое смирение, которым оно отличается от аристократического индивидуализма «великосветского раскола», как он называл рэдстоковскую секту. Его отношение к церковным учреждениям никогда не было до конца покорным, и его христианство постепенно становилось все менее традиционным и все более критическим. Рассказы из жизни духовенства, написанные в начале 1880-х гг., были в значительной степени сатирическими, и из-за одного такого рассказа он потерял свое место в комитете.

Лесков все больше и больше подпадал под влияние Толстого и к концу жизни стал истовым толстовцем . Измена консервативным принципам снова толкнула его к левому крылу журнализма, и в последние годы он сотрудничал в основном в журналах умеренно-радикального направления. Однако те, кто диктовал литературные мнения, о Лескове не высказывались и относились к нему весьма холодно. Когда в 1895 г. он умер, у него было множество читателей по всей России, но мало друзей в литературных кругах. Говорят, незадолго до смерти он сказал: «Теперь меня читают за красоту моих выдумок, но через пятьдесят лет красота поблекнет, и мои книжки будут читать только ради идей, которые там содержатся». Это было удивительно дурное пророчество. Теперь, более чем когда-либо, Лескова читают из-за несравненной формы, из-за стиля и манеры рассказа – меньше всего из-за его идей. В сущности, немногие из его поклонников понимают, какие у него были идеи. Не потому, что эти идеи непонятны, а потому, что внимание теперь поглощено совсем другим.

Соотечественники признают Лескова самым русским из русских писателей, который глубже и шире всех знал свой народ таким, каков он есть.

В 1881 году 19 века в России издается альманах под названием «Праведники». Некоторые страницы его перепечатываются в журнале с названием «Русь». В этом издании был напечатан также сказ Николая Лескова «Левша». Представляем краткое содержание рассказа «Левша» и анализ его главного героя.

В рассказе речь идет о том, что русский император Александр 1 посещает Англию.

Во время визита вниманию русского царя представляют много разных диковинных вещей, но самой замечательной является блоха, которая танцует.

Императору очень понравилась этакая забава. Он ее покупает и привозит в Россию…

Идет время, теперь уже Россией правит Николай 1.

Чтобы укрепить веру в превосходство русских умельцев над другими, он находит блоху, некогда привезенную своим предшественником. А после по стране объявлены поиски умельца, который бы смог подковать насекомое — чудо инженерной мысли.

Ищут такого человека довольно долго, но все-таки в Туле находят мастера по прозвищу Левша, который выполняет требование царя, а потом по его приказу едет в Англию, чтобы продемонстрировать свое умение заграничным ювелирам.

После удачной поездки он благополучно прибывает в Россию, но по возвращении начинает сильно злоупотреблять спиртным и в итоге погибает.

Содержание

Суть рассказа заключается в том, что Россия всегда славилась талантливыми людьми. Кроме того, они во все времена были патриотами своей родины.

Главный герой из рассказа Лескова «Левша» отказывается от предложения жениться на английской девушке и возвращается домой.

В настоящее время имя литературного персонажа стало афористичным. Талантливого человека, создающего удивительные вещицы, называют Левшой.

Главы 1-5

Александр 1 после подведения итогов войны с Наполеоном едет в турне по европейским странам. Во всех городах царю демонстрируют разные удивительные вещи, созданные руками местных мастеров.

Русский царь восхищается всем увиденным. Рядом с ним атаман Платов, который считает, что в России можно найти умельцев не хуже. В конце первой главы царь приезжает в Англию.

В Англии Александру 1 показывают немало удивительнейших вещиц, от вида которых он приходит в восторг. Платов же, наоборот, пытается принизить достоинства англичан. Самый яркий эпизод, когда русскому царю демонстрируют «пистолю» и говорят, что выполнили ее «англицкие» ювелиры.

А Платов открывает у этого изделия замок и показывает царю надпись, которая говорит, что выполнена вещь в России, а именно в Туле. Англичане остаются в замешательстве.

И в ней император со своим подчиненным видят металлическую блоху.

Ее можно заводить ключиком, и она будет двигаться и даже танцевать. Русский царь за миллион покупает изделие. Ее он бережно упаковывает в футляр. А после едет в Россию.

По приезде в свои владения Александр занимается делами и не вспоминает о покупке, а она все это время находится в футляре. Затем император умер, а футляр был отдан его супруге. А уж вдова передала его вместе с блохой новому государю Николаю 1.

Он долгое время пытается понять, зачем брат так долго хранил диковину. Прозрение пришло лишь когда в царские покои пожаловал старый атаман Платов. Он объясняет Николаю, что к чему, и демонстрирует умения насегомого.

Николай 1 после этого говорит, чтобы Платов поехал к русским умельцам и попросил их создать что-то более совершенное.

Платов думает, что лучше, чем тульские умельцы никто не осуществит задумку правителя. Поэтому-то он и едет в Тулу.

Местные ювелиры соглашаются помочь, но при условии, что блоха останется у них какое-то время.

Платов безуспешно пытается выяснить, зачем им это нужно, но так и не получает ответа. Насекомое остается в Туле…

Главы 6-10

Атаман Платов покидает Тулу, а три самых умелых мастера, среди которых был и Левша, уходят из города. Местные думают, что уходят они, потому что ничего не придумали, но на самом деле они стараются уединиться, чтобы им никто не мешал.

Умельцы идут в Мценск, где в храме есть икона Николая Чудотворца. Они помолились перед чудотворной иконой и вернулись назад в Тулу. Там они уединились в доме.

Местным было очень любопытно, что же происходит там, за закрытыми дверями? Они всячески выманивали мастеров на улицу, но те увлеченно работали и не слушали никого.

В то время, что русские мастера мудрили с блохой, Платов был на Дону. Там он вел деловые переговоры.

После их окончания приехал обратно в Тулу, но лично к оружейникам не пошел, а отправил нарочных.

Нарочные прибывают к дому мастеров тульских. Они стучат в их дверь, а также в окна. Но мастера работают увлеченно и не открывают.

В итоге нарочные снимают крышу с дома и говорят, чтобы оружейники шли к атаману. В это время работа успешно была завершена.

Платову блоху вернули. Он стал расспрашивать, что мастера с блохой делали, ведь он не видит их наработок. Они ответили, что только император может по достоинству оценить их старания.

Атаман рассердился на такие речи, со зла кинул героя в тарантас и увез с собой к императору. Когда приехали, то атаман пошел к царю, а Левша остался при входе в царские покои.

Главы 11-15

Атаман говорит обо всем и ни о чем, думая, что царь о блохе позабыл. Но Николай помнит о своем распоряжении и приказывает представить работу оружейников. Атаман объясняет, что вроде мастера ничего нового с блохой не сделали. И тогда император принимает решение лично рассмотреть блоху.

Император осматривает блоху, заводит ее механизм, но насекомое не шевелится. Платов видит все это и приходит в ярость: бежит к мастеру, избивает его и обвиняет в том, что блоху сломали.

Левша не поддается на провокации и упорно твердит, что работу можно увидеть, лишь глядя в специальный прибор.

Левша предстает пред очами царя-батюшки и объясняет смысл проделанной работы. Оказывается, блоха теперь подкована. Царь очень возрадовался, ведь теперь русские мастера стали на позицию выше, чем иностранные.

Русский царь принимает решение послать героя в Англию, чтобы продемонстрировать умения «тамошним» умельцам. Герой соглашается, получает от императора новую одежду и едет.

Приехав в Англию, мастер пока остается в гостинице, а курьер отправляется к местным умельцам с блохой. Англичане увидели работу русских и попросили встречи с мастером. Встретились. Выяснилось, что учеба Левши заключалась в чтении церковных книг. Герой абсолютно не знает математики.

Главы 16-20

Левше англичане показывают их заводы и фабрики, чтобы уговорить талантливого русского мужика остаться.

Но как истинный патриот, герой не поддавался на провокации и просился домой.

В конце концов, его посадили на корабль, плывущий в Россию, дали денег и на память подарили английские часы из чистого золота.

Герою очень тоскливо плыть по морю. Чтобы взбодриться, он спорит с полишкипером о том, кто кого перепьет.

В конце плавания обоим становится плохо, так что пари никто не выиграл.

Корабль прибыл в Россию. Герою очень плохо. Принимают решение отвезти его в клинику. Но у него нет документа, удостоверяющего личность, и его нигде не принимают. А Левше тем временем становится только хуже и его помещают в больницу для простолюдинов.

Полишкипер ищет Левшу, а когда находит, обнаруживает, что герою совсем плохо и он на грани смерти. Умирая мастер просит своего друга, чтобы тот донес до царя, что в Англии ружья кирпичом не чистят… Но эта просьба остается не выполненной. Главный персонаж умирает…

В конце рассказа Лесков рассуждает о русских самородках и о том, что их помнит народ…

Внимание! Краткое содержание рассказа или его пересказ не могут дать полноценного представления о произведении.

Главный герой

Кто такой Левша, герой из рассказа Лескова. Автор показывает читателю, что герой рассказа живет в городе Тула, очень беден, одет плохо. Внешность тоже непрезентабельна. Ко всему прочему герой косит на один глаз. Несмотря ни на что, этот человек отменный мастер.

Суть рассказа можно уложить в афоризм: «Да не оскудеет земля Русская талантами».

В образе главного героя автор хочет донести мысль, что такой талант не востребован.

Ведь у героя нет финансовой возможности развивать свое умение. А государь изумляется лишь иностранным диковинам.

Википедия предоставляет всю необходимую информацию, если читать максимально внимательно. Есть и название, и история создания произведения.

Сюжет представлен подробно. Перечислены главные действующие лица рассказа. Описаны художественные особенности текста.

Назван и максимально подробно описан прототип Левши. В конце статьи есть ссылки на экранизацию произведения. Это художественный и мультипликационный фильмы.

Аннотация

После смерти Александра вещица перешла в руки его брата Николая 1, который был уверен, что русские мастера могут лучше сделать. Чтобы найти такого умельца на Руси, отправили на поиски старого донского атмана…

Похожие публикации