Трудовое право. Заполнение. Отпуск. Трудовой договор. Увольнение

Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика как важный этап логопедического занятия. Артикуляционная гимнастика. загнать мяч в ворота. цель. вырабатывать длительную, направленную воздушную струю Щёк своих не надуваю

Ирина Якушова
Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика как важный этап логопедического занятия»

"Когда вы совершенствуете дыхание ,

вы совершенствуете свою судьбу"

Свами Вивекананда.

Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Дыхание также является важной частью речи . К органам дыхания относятся :

Грудная клетка;

- дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея,бронхи) .

Различают два вида дыхания :

Физиологическое (неречевое) ;

Речевое (фонационное) .

Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания . чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объём грудной клетки, что способствует наполнению лёгких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает лёгкие. Диафрагма участвует в дыхании , являясь главной движущей силой в его обеспечении.

Речевое (или фонационное) дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.

Физиологи различают три способа дыхания :

Верхнее дыхание (ключичное) ;

Среднее дыхание (грудное и реберное, или диафрагмальное.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное, или его ещё называют диафрагмально- реберное, дыхание , когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделыгрудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Многие дети пользуются верхнегрудным дыханием , часто совершают вдох с резким поднятием плеч, также не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, добирают воздух почти перед каждым словом.

У детей без отклонений в развитии дыхательная функция формируется спонтанно. Речевое дыхание у таких детей также развивается по мере становления речевой функции.

В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности :

- дыхание поверхностное , верхнереберного типа;

Ритм дыхания неустойчив , легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;

Объём лёгких существенно ниже возрастной нормы.

Соответственно, и речевое дыхание у таких детей развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются :

Задержка дыхания ;

Судорожное сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки;

Дополнительные вдохи.

Характеристика речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями :

Малый объём лёгких;

Слабая дыхательная мускулатура ;

Слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой. едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей. а также у робких, стеснительных);

Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом; нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы);

Неумелое распределение дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой-(вдох) - дём гулять);

Торопливое произнесение фраз без без перерыва и на вдохе, с "захлёбыванием"- слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя . которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.

Следовательно. логопеду необходимо проводить работу по формированию речевого дыхания у детей с ограниченными речевыми возможностями. Это могут быть как одно-два упражнения на логопедическом занятии , так и целые комплексы дыхательной гимнастики .

В тех случаях, когда речевое дыхание ребёнка нарушено незначительно. достаточно одного- двух упражнений дыхательной гимнастики , когда выполняются обычно перед артикуляционной гимнастикой . Упражнения направлены, в основном, на выработку направленной воздушной струи, необходимой для произнесения большинства звуков русского языка.

Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или открытой форточке.

- Занятия проводить до еды .

Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.

Воздух необходимо набирать через нос. плечи не поднимать.

Выдох должен быть длительным, плавным.

Необходимо следить. чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями) .

В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.

Упражнения можно выполнять как в положении сидя так и стоя.

Достаточно трёх-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступле ние гипервинтиляции можно определить по следующим признакам : побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий .

Дозировать количество и темп проведения упражнений.

После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Виды пособий для дыхательной гимнастики :

Всевозможные вертушки (в том числе мельница для воды и песка) .

Легкие мячики из пенопласта, пластмассы, дерева, и металла.

Игры"Dusyma".

Компьютерные игры (Игра"Игры для тигры") .

Дыхательные игровые упражнения для формирования направленной воздушной струи : "Футбол", "Подуем на султанчики", "Ветреная мельница", "Снегопад", "Листопад", "Бабочка", "Кораблик", "Живые предметы", "Шторм в стакане","Задуй свечу", "Фокус".

Упражнения для развития грудобрюшного типа дыхания : упражнение №1. Выполняется в положении лёжа. Логопед кладёт ребёнку на живот в области диафрагмы лёгкую игрушку. Предлагает ребёнку посмотреть, как

игрушка поднимается, когда он делает вдох, и опускается, когда ребёнок делает выдох. Ребёнок делает вдох. в это время он следит глазами за подниманием игрушки. Затем ребёнок делает выдох и следит за опусканием игрушки вслед за расслаблением диафрагмы. Упражнение можно сопровождать рифмовкой. произносимой логопедом :

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох,

То вниз (выдох)

Плывёт ко мне.

Упражнение №2, №3. №4. См. приложение.

Упражнения для работы над дифференцированным дыханием : "Ныряльщики", "Надуй игрушку". См. Приложение.

Упражнения и игры для выработки фонационного дыхания : "Весёлые звуки", "Сдуй шарик", "Змейка", "Жуки", "Насос", "Весёлая песенка", "Волшебные слоги", "Волшебные слова". См. Приложение.

Отдельное внимание хочется уделить дыхательной гимнастике А . Н. Стрельниковой, упражнения которой адаптпрованы и для детей. Эта гимнастика особенно эффективна при коррекции заикания. См. Приложение.

Литература

1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., ШишковаТ. Г. ,Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. -М.:Книголюб, 2004.

2. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика . - СПб.:Век, 2011.

3. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А . Н. Стрельниковой. -М.: Метафора, 2007.

В старшем дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию . Это связано с тем, что в речи ребенка появляются более сложные конструкции предложений, при произнесении которых требуется более продолжительная воздушная струя.

Основные дыхательные упражнения:

I. Цель: развитие глубокого вдоха и длительного выдоха; выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи.

  • Обучаем сдувать снежинку, не надувая щеки;
  • Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердом предмете.

Упражнения:

1. Сдувать снежинку либо любой легкий предмет;

2. Сдувать тычинки созревших одуванчиков;

3. Дуть двоим с противоположных сторон на натянутый между ними легкий шарф;

4. Надуть резиновые детские игрушки;

5. Надуть мыльные пузыри.

II. Цель: развитие длительного, ровного, плавного выдоха; выработка у детей умения тонкого регулирования дыхания.

  • дуть целенаправленно по середине языка.

Упражнения:

1. Поддувать вверх пушинку, ватку.

2.«Загони мяч (ватку) в ворота».

3. «Загони в сарай животных».

Для этого упражнения применяют тазик с водой. На краях тазика укрепляют «домики». На противоположной стороне бумаги «домашних животных».

III. Цель: обучение на одном выдохе произносить 4-6 отдельных слогов, сложных слов, фразы.

  • следить за непрерывностью выдоха.

Упражнения:

1. Произношение 4-6 отдельных слогов;

2. Произношение слов, состоящих из 3-5 слогов (машина, сковорода, велосипед, электричество и т.п.);

3. Слитно произносить фразы из 3-4,4-5,5-6 слов с коротким вдохом и длительным выдох.

IV. Цель: обучение дифференцированного дыхания.

  • использовать для наглядности какой-нибудь легкий предмет (вата, лоскуток легкой ткани и т.п.)

Упражнения:

Вдох ртом, выдох ртом;

Вдох ртом, выдох носом;

Вдох носом, выдох ртом;

Вдох носом, выдох носом.

Тазиева Лилия Исмагиловна,
учитель-логопед МДОУ № 280,
г. Самара

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

  • в выработке длительного ротового выдоха;
  • в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

Последовательность работы над формированием речевого дыхания.

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.

«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.

«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.

«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?

«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.

«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.

«Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Выработка правильного диафрагмального дыхания.

Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

«Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.

Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?

«Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и,а-э-и, а-э-и.

«Гармошка». И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.

Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.

Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?

«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.

«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.

Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний ифффффф, ыфффффф.

«Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

Упражнения для выработки продолжительно выдоха.

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

«Футбол» Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе. С утрированной артикуляцией.

Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.

«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Валентина Антонова
Дыхательная гимнастика. Консультация логопеда для родителей

Занимаемся дыхательной гимнастикой

Советы родителям

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

При естественном дыхании его глубина и темп могут быть различны, и не следует регулировать их искусственно, иначе дыхание не будет естественным. Естественное дыхание – это дыхание покоя , оно должно быть протяжным, легким, медленным, спокойным, равномерным. В течение короткого времени добиться такого дыхания нельзя .

Для регулирования дыхания необходимо , чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания . Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания , поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания .

В случае выраженной дизартрии работа над дыханием начинается с общедыхательных упражнений . Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо опираться на кинестетические ощущения. Рекомендуется «видеть» и «слышать» свой вдох. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях дыхания дифрагмы , межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений . Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды в хорошо проветренном помещении.

Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами. Во время гимнастики должно соблюдаться правило : вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох с сужением ее.

Для развития дыхания ребенка пользуются дыхательными играми :

Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;

Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу; приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики и другие фигурки, всевозможные вертушки, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков;

Надувать надувные игрушки и воздушные шарики; особенно полезно пускать мыльные пузыри – это формирует очень тонкое регулирование выдоха;

Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.

Дыхательные упражнения :

«Загнать мяч в ворота»

1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами (это «футбольные ворота» ).

2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой воздушной струей. Загнать надо одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости их слегка можно придерживать пальцами.

1. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка» ) и плавно, со звуком ффф, сдуть ватку на противоположный край стола.

2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. Следить, чтобы ребенок произносил звук ф, а не х, т. е., чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

«Трубач»

Ребенок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу, -произносит : тру-ру-ру, бу-бу-бу, подудим в свою трубу.

«Надуй шарик»

Ребенок сидит или стоит, при команде «надуй шарик» - широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает , затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух ффф, при словах «шарик лопнул» - хлопает в ладоши; «из шарика выходит воздух» - малыш произносит «шшш» , делая губы хоботком и опуская руки.

«Жук»

Малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди, разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох, можно поддержать интерес ребенка стихотворной строкой : жу-у – сказал крылатый жук, посижу и пожужжу.

«Подуем на плечо»

Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, поворачивает голову направо и, сделав губу трубочкой дует на плечо, голова прямо – вдох носом, голову влево – выдох, голова прямо – вдох (подуем на плечо, подуем на другое, снова делает спокойный выдох, голова прямо – вдох носом, поднимает лицо кверху – выдох через губы, сложенные трубочкой (подуем на живот, как трубка станет рот, ну а теперь – на облако и остановимся пока»).

«Подуй на одуванчик»

Малыш стоит или сидит, делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

«Подуй на одуванчик,

Как дует этот мальчик,

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее».

«Косарь»

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены, машет обеими руками вправо и слегка назад : «зз-уу» , возвращается в исходное положение – вдох, машет руками влево и слегка назад : «зз-уу»

«Косарь идет косить жнивье : зу-зу, зу-зу, зу-зу,

Идет со мной косить вдвоем : зу-зу, зу-зу, зу-зу,

Замах направо, а потом налево мы махнем,

И так мы справимся с жнивьем, зу-зу, зу-зу вдвоем».

«Игра «бульканье»

Ребенок сидит, перед ним – стакан (или бутылочка) с водой, в котором – соломинка для коктейля, научите ребенка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание, вдох – носом, выдох – в трубочку : «буль-буль-буль» .

Игра «мыльные пузыри»

Эта забава известна всем, научите ребенка пускать мыльные пузыри : вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

Кроме того, для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счет с загибанием пальцев, перечисление чего-либо) . Упражнение проводится в форме игры «Кто больше скажет без передышки?» .

Похожие публикации