Трудовое право. Заполнение. Отпуск. Трудовой договор. Увольнение

Крещенская вода: когда набирать, время активности. Когда святят воду на Крещение. Когда ее набирать и как хранить Традиция освящения воды 18 января время

Друзья, поздравляю вас с этим замечательным Рождественским праздником!

Первая звезда взойдет,
Предвещая чудеса.
Снег невзгоды заметет.
Мир пошлют вам небеса!

Пусть Сочельник дарит вам
Чувств тепло и ясность дум!
Помолитесь небесам
В сей рождественский канун.

Пусть же вас услышит Бог
И воздаст за то в стократ.
Счастье ступит на порог,
Что дороже всех наград!

Крещенский сочельник — это преддверие большого церковного праздника Крещения Господнего. В этот день совершается первое Великое освящение воды, которая обладает целебными и чудодейственными свойствами.

18 января, по старому стилю 5 января — канун праздника Крещения Господня, или Богоявления. В этот день люди готовили себя к празднику постом, поэтому вечер назывался голодным. Кушали только сочиво, постную кашу, овощные блины и медовые оладьи.

По народному поверью, в канун Крещения снег приобретал особые свойства; считалось, что только крещенский снег может выбелить любую холстину, что он может исцелять недуги, а если помыться в бане водой из талого крещенского снега, можно надолго сохранить красоту и молодость.

В полночь на Крещение ходили за водой на реку: говорили, что она может стоять, не портясь, и имеет такие же чудесные свойства, что и крещенский снег.

Звёздное небо в Крещенский Сочельник предвещало хороший урожай хлеба, снегопад - гречки, а метель - что будут хорошо роиться пчёлы.

Метель в этот день обещала метель на Масленицу, а сильный южный ветер — грозовое лето.

Приметы в Крещенский Сочельник:

«Если в этот день метель, снег или позёмка - быть урожаю»,

«Если снег погнёт сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться»,

«Мало снега на ветвях деревьев - летом ни грибов, ни ягод не ищи», поэтому и народная благодарность «Спасибо, мороз, что снегу нанёс».

Если на небосводе полный месяц на Крещенский сочельник - к большому разливу рек. Если много лают собаки, то будет в лесу много дичи и зверя.

В Крещенский сочельник было принято вычищать и вымывать весь дом, снимать рождественские украшения и готовить обрядовые блюда.

Основную роль в этом празднике имеет вода. Вода — это символ новой жизни, очищения, здоровья. Еще с вечера 18 января в церквях начинали святить воду. После чего хозяева спешили домой и с помощью колосков, сушеных трав освящали все уголки дома и хлева, чтобы дом был полной чашей, а близкие не болели.

Кроме того, был обычай рисовать мелом кресты над дверными и оконными проемами, а также в углах комнат, чтобы отгонять нечистую силу.

Крещенский сочельник еще называют Голодной или Бедной (второй) кутьей.

Такое название можно объяснить по-разному: в этот день до первой звезды соблюдали очень строгий пост, то есть воздерживались от еды и пили совсем понемногу, после первой звезды садились за стол и ели постные или по-другому голодные блюда.

Также считалось, что в эту ночь в дом хотят проникнуть разные нечистые силы, поэтому кутью назвали голодной, чтобы и вся нечисть оставалась голодной.

На столе обязательно были традиционные: узвар, кутья (постная, заправленная растительным, чаще всего конопляным маслом, маковым или ореховым молоком и медом) и, конечно, освященная вода, с которой и начинали трапезу. На голодную кутью, все блюда были постными, и их количество было 7, 9, 12, как и в Рождественский сочельник, хотя и были более скромными.

Трапезу начинали со святой воды. Потом ели кутью и запивали узваром. После чего приступали и к остальной трапезе: печенью в виде крестов, постным пирогам и пампушкам, овсяным и пшеничным блинам, вареникам, капустняку, голубцам, реже подавали рыбные блюда и постный борщ с фасолью.

В западных областях Украины пекли и обрядовые караваи – карачуны. Угощали праздничной едой и домашних животных, и скот, чтобы те были здоровыми.

Иногда хозяйки оставляли понемножку от кутьи с разных праздников: Рождества, Нового года и Крещения — смешивали эти остатки с мукой и кормили живность.

Кстати, с кутьей связан интересный обычай, который своими корнями уходит в языческую древность: после того, как обрядовую кашу съедали,дети стучали ложками по пустой посуде, выгоняли кутью со словами:

«Прочь, кутья, из покутья!»

Даже был обычай — после ужина выходить на улицу, стучать и кричать, чтобы прогнать кутью. Таким образом наши предки прощались с веселыми праздниками до следующего года.

На западной Украине в Крещенский сочельник щедровали.

В день Крещения было принято умываться и окроплять друг друга водой, а позже окунаться в воды различных рек и водоемов.

В начале дня освященную воду пили натощак как лекарство, ведь считалось, что святая вода может лечить не только телесные болезни, но и помочь затянуться душевным ранам.

Крещенскую воду хранили весь год, ведь она имела целебную силу.

На крещенский обед подавались поровну постные и скоромные блюда.

Начинали трапезу с кутьи и узвара, потом по очереди пробовали постные блюда и уже потом переходили к скоромным: кашам, заправленным сливочным маслом и сливками, сладким пирогам и сочням, кнышам, а также наваристому борщу, заправленному салом, и запеченной свинине, холодцу, колбасам.

Ели в этот день и блины, налистники, и оладьи с медом. Считалось, чем больше их съешь, тем щедрее будет новый год.

За столом все присутствующие обменивались пожеланиями здоровья и счастья. Уже с 20 января начинался зимний мясоед, который длился до Масленицы.

В ночь с 18 на 19 января вся вода на планете становится не просто живительной влагой, а ее способности могут быть самыми невероятными!

Эта освященная вода не портится со временем, где бы ее не хранили. По сравнению с обычной водой, которая спустя несколько дней начинает издавать неприятный запах, эта вода остается кристально свежей и через год!

В старину, многие умывались снегом в этот день, веря, что он поможет избавиться от тяжких недугов.

Девушки использовали его как косметическое средство для отбеливания лица, а талую воду — в качестве целебных компрессов. Интересным фактом является то, что капля освященной воды наделяет такими же свойствами и обычную воду, поэтому и появилось выражения «Капля святыни море освятит!» .

По приданиям, накануне Крещения Господнего люди обращались к Богу с просьбами, которые он выполнял, если они были искренними.

Очень хочется, чтобы человеческие дела и помыслы были такими же чистыми, как вода в Крещенский сочельник, однако это под силу только нам самим, поэтому стоит задуматься на своими поступками!

Крещенская Святая вода.

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня - святая вода (по-гречески «агиасма» - «святыня»).

Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой.

Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

«Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни.

Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.
Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой - и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает».

Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час.

Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, - нет.

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.

Освящение воды в Сретенском монастыре.

Великое водоосвящение совершается дважды - в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна.

Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.

Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

По верованию Церкви, агиасма - не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.

Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка:

«Точию агиасму да пиет».

Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине:

«Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).

Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.

«Когда человек употребляет просфору и святую воду, - говорил затворник Георгий Задонский, - тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Молитва на принятие просфоры и святой воды:

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.»

В народе существует много крещенских примет , зная которые можно предотвратить много неприятностей для себя и своей семьи:

1. Вечером перед Крещением хозяйка дома должна начертить крестики над дверями и окнами, чтобы уберечь свой дом от нечисти и других злых сил.

2. В Крещенский сочельник стоит запастись крещенской водой, за которой ходят в полночь на реку или к родникам. Такая вода обладает удивительной целебной силой.

3. Перед праздником Крещения из дома нельзя ничего выносить и давать деньги в долг чтобы весь год не испытывать нужды.

4. В Крещенский сочельник старшая женщина в семье считает скатерти. Кто так делает, у того всегда в доме будет много гостей.

5. Птица, постучавшая в окно на Крещение, возвещает о том, что души умерших просят для себя молитв и всяческих богоугодных дел во их прощение.

6. 19 января, если кто из семьи уезжает из дома, до его возвращения не выгребают золу из поддувала, иначе с человеком в пути случится беда.

Самый основной запрет в канун Крещения не наполнять свой дом ссорами и перебранками. Ведь негативная энергия скапливается в углах квартиры и отнюдь не намерена просто взять и исчезнуть, а как искра старается разжечь пламя. То есть она будет воздействовать на живущих в данном помещении людей с целью их провоцирования на новые скандалы и злобу.

Для очищения жилья от негатива можно применить элементарные, но эффективные методы:

Во-первых, проветривай свое жилье хоть раз в неделю. Воздух содержит в себе заряженные частицы, которые неплохо разрушают сгустки негативной энергии и тем самым очищают жилье.

Старайся раз в неделю делать влажную уборку. На ведро воды столовая ложка соли. По магическим аналогиям соль относится к веществам с положительной энергией, так как, являясь консервантом, она мешает разрушению. Обязательно держи дома куст герани. Хлопот с ней нет, а защита отменная.

Зажигай натуральные восковые свечи. В отличие от парафиновых и стеариновых свечей воск содержит в себе большой заряд чистой положительной энергии, которая воспримется и твоим организмом и очистит квартиру.

Во время вечерней службы небольшие церкви часто не могут вместить всех желающих замолить свои грехи, особенно во время обряда освящения воды, так как большинство людей были твердо уверены, что чем раньше наберешь освященной воды, тем целебнее она будет.

После того, как в церкви посвятили воду, каждый хозяин, со всеми домочадцами отпивал несколько глотков из принесенного кувшина, а затем кропил святой водой все свое имущество для того, чтобы защитить свой дом на целый год не только от бед, но и от дурного глаза.

Окроплять жилье необходимо щепотью правой руки, крестообразно, обходя помещение по часовой стрелке. То есть начиная от входа идите в глубь дома по левой стороне и обходя все комнаты. Закончить окропление нужно там же где ты и начала, у входной двери. При окроплении должна быть обязательна открыта или приоткрыта дверь или форточка. При окроплении дома необходимо произносить слова: ‘Окроплением воды сия священныя в бегство да претвориться всякое нечистое и бесовское действо’.

После всех этих обрядов святая вода ставилась к иконам , так как все не только верили в целебную силу этой воды, но точно так же были убеждены, что она не может испортиться.

Вода, набранная из проруби в канун Крещения также считается целебной, используется для профилактики и лечения болезней в течении всего следующего года.

Верую, значит люблю:

Есть разные традиции празднования сочельника. Но суть их всех сводится к одному – радостное ожидание чуда Рождества Бого - человека Христа и его крещения.

Эти обряды, как и многие другие в православии, направлены в первую очередь на укрепление гуманистических принципов жизни, любви, взаимопонимания и прощения.

Вечер священный-Крещенский сочельник.
Завтра Крещенье у нас.
В праздник великий Богом открытый
Ждёт очищение нас.
Будем крестится, будем постится
Воду святить мы пойдём
Тою водою боль исцелица
С верой в душе мы идём.
Выйдя из храма, всех мы поздравим
С праздником чистым таким
Всех мы поздравим и пожелаем
Веры, надежды, любви.

18 и 19 января во всех православных храмах страны можно увидеть большие очереди людей, стоящих за святой водой. Среди них можно встретить не только прихожан того или иного храма, но и людей маловерующих, а то и вовсе далеких от Бога. Всех их, таких разных по своим воззрениям на жизнь, объединяет в эти дни одно – надежда на милость Божию, явленную в Великой агиасме, способной, по вере нашей, исцелять нас от телесных недугов.

Согласно церковному Уставу, великое освящение воды совершается в навечерие Богоявления (5/18) января, а также в сам день Богоявления (6/19 января). Свое название «великое» водоосвящение получило благодаря особенно торжественному чинопоследованию, содержащему в себе воспоминания евангельских событий, относящихся к Крещению Господа Иисуса Христа. Именно с этими воспоминаниями связаны слова второго тропаря из чина водоосвящения: «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает воды, Владыку зря крещаема ». Своим погружением в Иордан, в котором люди омывали свои грехи, Господь освятил его воды. Этим Господь показал нам, что Он пришел в этот мир, чтобы взять на Себя наши грехи, дабы затем, через Крестную Жертву освободить человечество от рабства греха, диавола и смерти.

«Количество благодати в воде зависит не от дня ее освящения, а от силы веры каждого из нас»

Освящение воды совершается два раза: в Крещенский сочельник, и в сам праздник Крещения. Это исторически сложившаяся церковная традиция, которая не имеет ничего общего с народными представлениями о различном воздействии благодати Божией на воду, взятую 18 и 19 января. Чин освящения воды абсолютно один и тот же, и совершается он по тем же молитвам тех же священнослужителей. Количество благодати в воде зависит не от дня ее освящения, а от силы веры каждого из нас. Только в случае наличия веры крещенская вода будет иметь силу исцелять, очищать и освящать душу и тело, наши дома и принесет нам всякую пользу.

Крещение и Богоявление – два названия одного праздника, связанного с Крещением Иисуса и явлением народу Пресвятой Троицы: Бога Отца в виде голоса из отверзшихся небес, Бога Духа Святого в виде голубя и Сына Божиего, явленного в личности Христа. Поэтому деление воды на Крещенскую и Богоявленскую не имеет никакого смысла.

Церковное освящение воды совершается не только в храмах, но и в водоемах с проточной водой: реках, озерах, источниках. Хождение на «Иордан» совершается в день Богоявления и сопровождается оно торжественным крестным ходом. Важно помнить, что существующее мнение о том, что в этот день освящается вся вода на земле, не соответствует действительности. Становится святой только та вода, над которой был совершен особый молитвенный чин. Вода из-под крана, набранная в эти дни, может быть употребляема как святая, но только в случаях, не продиктованных ленью и нежеланием присутствовать на церковной службе. Если человек, в силу одиночества и физических ограничений, не в состоянии покинуть стены своего жилища, то он, имея веру в Бога и особое дерзновение, может пользоваться такой водой как освященной.

Святую воду можно брать не только в Крещенский сочельник и в праздник Крещения Господня, но и на протяжении всей недели, состоящей, согласно Уставу, из праздничных дней. Емкости для святыни следует заготовить заранее. Это должна быть чистая посуда: баки, стеклянные банки, пластиковые бутылки. Мысль, что святая вода освятит и бутылки, взятые из-под фанты, кока-колы или пива, кощунственна, и будет свидетельством нашего пренебрежительного отношения к агиасме. Не следует приходить в храм с большим количеством посуды с целью набрать побольше воды. В том случае, когда она заканчивается, ее можно добавить в чистую воду и затем пить с верой и молитвой, не сомневаясь в том, что она обладает благодатными свойствами. Хранить воду следует в отдельном месте, желательно возле икон и просфор.

Вода, освященная в эти святые дни, может быть использована для питья, для окропления себя или жилища. Все эти действия должны быть сопровождаемы молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Великую агиасму следует принимать натощак, но в случае крайней нужды можно и нужно пить независимо от времени суток и времени употребления пищи. Нередко верующие берут воду для своих больных, но далеких от церковной жизни людей. Безусловно, они могут пить ее, но при этом желательно, чтобы они помолились, хотя бы своими словами. В том случае, если святая вода испортилась, ее следует вылить в чистое и не попираемое ногами или чем-либо нечистым место.

Отдельно хотелось бы коснуться обычая, связанного с купанием в праздник Крещения. Эта традиция не несет за собой никакого сакрального смысла и неспособна заменить собой таинства Крещения, открывающего нам врата в Царство Божие и делающего нас родом избранным и царственным священством (1 Петр. 2, 9). Чтобы стать полноправным членом Церкви, недостаточно заставить себя окунуться в январские морозы в проруби. Здесь требуется гораздо более значимая и трудная жертва – искреннее осознание своей греховности и горячее желание в корне изменить свою прежнюю жизнь, далекую от Бога и Его заповедей.

Вконтакте

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник. Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название – «сочельник» связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.

Крещенский Сочельник - это вечер-приготовление перед большим православным праздником. Накануне праздника Крещения – 18 января – принято соблюдать строгий пост, даже рыба не разрешается. В этот день не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром 19 января и первого причащения крещенской воды. В пищу по Уставу Церкви разрешается употреблять только одно блюдо – сочиво (коливо) . До окончания Всенощного бдения 18 января в Навечерие Богоявления ничего не естся и не пьется вообще.

Только по немощи можно выпить, например, чайку или съесть несколько кусочков хлеба. Пост послабляется лишь для тяжело болящих людей. После окончания вечернего богослужения 18 января можно вкусить растительной пищи с елеем , выпить воды или сока, чтобы восстановить свои силы. Если Навечерие случается в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды – после литургии и после освящения воды.

В храмах в крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого , в начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Иисуса Христа. Литургия Василия Великого основывается на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом.

После литургии 18 января в храмах совершается великое освящение воды . Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда. Вода эта называется великой Агиасмой (т.е. великой святыней) , или просто крещенской водой . Водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник (18 января), и непосредственно в праздник Богоявления (19 января). Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Как это часто бывает на Руси, в Крещенский Сочельник языческие традиции тесно переплелись с православными обрядами. Бытует очень много поверий и примет, связанных с Крещением. 18 января по православному обычаю люди ставили кресты углем или мелом над дверями, окнами, печными отверстиями. Оградив свой дом изображением креста, они считали, что защищены от бесовского влияния.

Существует поверье, что в богоявленскую ночь, перед утреней, «небо открывается». Считается, что даже в неосвященной проруби 19 января вода на какое-то время становится лечебной. В праздник Богоявления освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за 2000 лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. Ее частички повсюду.

Обычай купаться в ледяной иорданской воде после ее освящения широко распространен на Руси. По народным представлениям, такое купание особенно необходимо участникам святочных игр, сопровождавшихся шутовским ряженьем, – "чтобы смыть с себя скверну бесовских масок". Правда, к Православию такой обычай не относится.

В праздник Богоявления Господь дарит нам изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот масса людей без раздумий, без благословения, кто-то «за компанию», даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись в ледяной воде, потом целый год рассказывают о своем «подвиге».

Купание в проруби на Крещение не возбраняется, но не надо придавать этому обычаю какой-то магический смысл, думая, что человек не живя по законам Божиим, очищается от всех своих грехов только окунанием в холодной проруби. Православный же человек идет от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится тщательно.

Далеко не все священнослужители Русской православной церкви одобряют обычай окунаться в ледяные купели в открытых водоемах на праздник Крещения, называя эти купания суеверием, развлечением или даже экстримом. Распространено заблуждение, будто купание в проруби на Крещение очищает от грехов. Это не так. Если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати. В своих грехах мы каемся на исповеди и, по милости Божией, получаем прощение. А погружение в ледяную воду - всего лишь старинный народный обычай, который, в отличие от исповеди, совершенно не обязателен для православных христиан. Главное в Крещение - посетить праздничную литургию в храме, по возможности причаститься Святых Христовых Таин, подумать о важности этого евангельского события, поблагодарить Бога за Его милость к человеческому роду.

Также время праздника Крещения Господня в России ассоциируется с морозами, называемыми поэтому "крещенскими ".

По информации городских властей, в 2017 году в Москве будут оборудованы более 60 мест для купания, на каждом из которых днем и ночью будут дежурить медицинские работники, представители МЧС и сотрудники полиции. В центре Москвы для проведения купаний будет организовано одно место - на Площади Революции, где разместят 3 купели: две деревянные и одну изо льда.

Все места будут освещены и оборудованы всем необходимым: раздевалками, наблюдательными пунктами для спасателей, хорошими подъездами для машин МЧС и скорой помощи. Согреться купальщики смогут в специальных палатках.

Предполагается, что первые крещенские купания начнутся после освящения воды 18 января в 19:00 и будут продолжаться до поздней ночи.

Но всё же надо учитывать, что купание в проруби даже на Крещение не всем полезно . Иордань - это не Овчая купель (см . Ин. 5:1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться. Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Но начинается оно, как многие заблуждаются не 19 января, а на сутки раньше, и именуется Навечерие Богоявления, иными словами, Крещенский сочельник.

Само по себе слово «навечерие» простым языком означает «канун», т.е. время перед праздником. А вот известное всем второе название «сочельник» своим происхождением обязано главному блюду этого праздника, даже традиции Крещенского сочельника - сочиву, постному блюду, ставящееся на столы в это время. Сочельник нужен для того, чтобы отдалиться от мирской суеты и подготовить свое сердце к таинству.

История происхождения

Церковь начинает праздновать Крещение 18 января, и праздник несет в себе глубинный смысл, определяющий, в принципе, всю сущность христианства. Он выделяет в истории то важное событие, которое описано в 13 главе Евангелия от Матфея - Крещение Иисуса.

Иоанн Креститель был пророком в Израиле и служил на берегах Иордана, где говорил евреям о том, что грядет Мессия, и время Его пришествия близко. Он увещевал фарисеев отойти от закона и обратиться к Живому Господу. Иисус Христос был в ту пору молодым мужчиной 30 лет и пришел на берег Иордана, чтоб также креститься. Иоанн же почувствовал (Дух Святой дал ему видение), что перед ним стоит тот самый Мессия, о котором он проповедует.

На просьбу Иисуса покрестить Его, Иоанн ответил, что по своей сути даже недостоин перевязать Его обувь. Но Иисус настоял на этом, говоря, что должно исполниться написанное в пророках. Иоанн окрестил Христа и в тот момент, когда Он вынырнул из реки, с неба прилетел белый голубь и коснулся Его, а голос громко произнес: «Се есть Сын Мой Возлюбленный».

Так прошло Крещение Господне, но что оно означает на самом деле? Иисус Христос крестился и в тот же момент народ, бывшему там явилась Святая Троица - Отец, Сын и Дух. Именно поэтому праздник имеет и второе имя Богоявление или Феофания, когда люди узрели Троицу.

В 1-4 веках христиане вспоминали Рождество и Крещение Христа вместе 6 января. Это был праздник воплощения Христа и явления Троицы. В начале 5 века празднование Рождества было перенесено на 25 декабря по старому стилю, чтобы отвернуть язычников от праздника, посвященного богу солнца. А Крещение перенесли на более позднее время, в Православной Церкви - 19 января.

Появившееся в результате святки заканчиваются навечерием Крещения.

Еще о праздниках в честь Господа:

Икона «Крещение Господне»

Крещенский пост

Само Крещение проходит без поста, но вот Сочельник подразумевает строгий пост - кушать нельзя даже рыбу. Кушать можно только сочиво (традиционное блюдо) , которое состоит из отваренных зерен пшеницы, меда и нарезанных сухофруктов (изюма, кураги и чернослива).

Кроме этого, кушать нельзя ничего до того момента, как вынесут свечи сразу после божественной литургии ранним утром 19 января. Стоит также упомянуть, что первой пищей должна быть освященная крещенская вода , которую следует выпить до первого приема пищи после поста.

Важно! Во время Крещенского поста нельзя кушать и пить ничего, кроме сочива.

Если же человек не может придерживаться поста по состоянию здоровья, ему следует отказаться от изысканных блюд и довольствоваться постными простыми блюдами. Если же человек по немощи не может выдержать воздержание от пищи, ему можно выпить кружку чая или скушать несколько кусочков хлеба.

О постах:

После окончания поста (это происходит сразу после вечерней службы 18 января) можно съесть пищи растительного происхождения, смешанную с елеем, а запить простой водой или соком.

Когда Навечерие приходится на выходные дни, постится можно по облегченному варианту: кушать не один раз, а два. Первый раз покушать можно после литургии и второй раз после освящения воды.

Ход празднования

Утром Крещенского Сочельника происходит литургия Василия Великого, духовенство проводит ее в торжественном облачении. Перед ней же священник читает пророчества из Ветхого завета о Христе.

Сама же литургия имеет в основе более древнюю литургию, а та, в свою очередь, по преданию, была написана апостолом Иаковом. Позже ее переработали на современный язык (около 5 века) святыми Иоанном Златоустом и Василием Великим.

После совершения литургии 18 января священники начинают процесс освящения воды (обычно ее приносят прихожане прямо в храм). Это действие называют великой Агиасмой, что в переводе означает «великая святыня», или крещенской водой.

Этот процесс отличается торжественностью и совершается дважды:

  • в Крещенский сочельник (18 числа);
  • в праздник Крещения (19 числа).
Важно! Оба действия освящения воды совершается одинаково, поэтому вода не отличается по своей сущности в эти дни. Делается это дважды, во-первых, по Иерусалимскому уставу, а во-вторых, чтобы все люди успели прийти в храм и освятить воду. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Традиционно люди вместе со священником после освящения воды у стен храма отправляются крестным ходом до ближайшего водоема, чтобы освятить его. Эта традиция имеет корни в еврейской культуре, ведь евреи шли к Иордану для ритуального омовения, а после шли туда, чтобы получить крещение у Иоанна Крестителя.

Среди людей есть хорошая традиция освящать свой дом в эти дни, окропляя его святой водой и проговаривая Богоявленского тропаря. Делать это можно самостоятельно или же пригласить священнослужителя. Святую воду употребляют в течение года, в идеале - до следующего Крещения, во время причащения вместе с просфорой. Также ее можно употреблять во время болезней или искушений.

Внимание! Следует помнить, что святая вода - это освященный предмет, и он требует к себе соответственного отношения. Поэтому ее лучше всего хранить в отдельной емкости и не использовать для мытья рук или полов. Лучше всего вода хранится в стеклянных емкостях под крышкой.

Крещение воды в храме

Традиции и поверья

Как и любой другой праздник, Крещение на Руси смешалось с некоторыми народными обрядами и традициями. Некоторые из них Церкви запрещает, например, гадание , а другие не воспрещает.

В давние времена 18 января люди помечали свой дом над всеми отверстиями крестами, нарисованными мелом, считая, что это защитит жилище от нападения злых духов и бесов. Христиане сегодня знают, что их дом защищает сам Господь, но дополнительно освящают его окроплением святой воды. Так народная традиция (имеющая языческие корни) модифицировалась в христианский обычай со светлым смыслом.

Но главная традиция касается воды.

Считается, что купание в проруби после освящения водоема смывает с человека всю мирскую грязь и грехи. Конечно. Церковь имеет четкую позицию по этому поводу - освящает человека и прощает ему все грехи только Господь Бог, но купание в проруби не запрещается, поскольку это народная традиция, приносящая пользу человеческому телу. Более того, по преданию старцев, в ночь Крещенского Сочельника вода везде становится подобной водам Иордана в тот момент, когда в него зашел Христос.

Поэтому купание в такой воде более чем полезно для тела и духа, ведь предание говорит и о ее исцеляющей способности.

Совет! Купание в проруби на Крещение не запрещается, но следует помнить, что это не принесет спасения человеческой душе, только искреннее покаяние на это способно. Это не магический ритуал, поэтому ему не стоит придавать некий магический смысл. Это не волшебная палочка, решающая все проблемы, это лишь купание в проруби.

Посмотрите видео о Крещенском сочельнике

19 января празднуется великий православный праздник – Крещение. В этот день вся вода обладает благодарными свойствами, поэтому используется для очищения тела, придания сил и крепости духу. Крещенскую воду употребляют внутрь, в ней купаются, освящают дом и скотину. Именно поэтому каждый православный человек должен знать, когда святят воду на Крещение 18 января или 19 января. В этой статье мы рассмотрим, когда правильно набирать и святить воду на Крещение, и основные традиции праздника.

Особенности воды на Крещение

В преддверии Крещения после праздничной службы в храмах происходит великое очищение воды. Оно так называется из-за торжественного обряда, который заключается в упоминании события, ставшего первообразом таинства омовения грехов водой. Речь идет о крещении Иисуса, который освятил собой воду в реке Иордан. Поэтому вода в этот день называется крещенской. Водосвящение происходит дважды. Первый раз 18 января, а второй раз – в сам праздник.

Освящение воды на Крещение Господне или Богоявление, а также на Сочельник Крещения происходит одинаково. Поэтому освященная в эти дни вода ничем не отличается. Чтобы освятить воду, необходимо прийти во двор храма, где в эти дни стоят большие очереди. Если человек не может прийти в храм из-за болезни или того, что живет слишком далеко от храма, он может набрать воду в крещенскую ночь из любого водоема. Такая вода также считается крещенской, однако она не приобретает метафизическую силу святой воды.

На праздник Крещения вода в храме освящается по особому чину. Поэтому такая вода является не только святой, но и крещенской. Отношение к такой воде должно быть особое. После Крещение воду необходимо хранить в доме, чтобы она защищала его от нечистой силы, а людей – от болезней и проблем. Однако запасаться водой не следует. Ведь такое отношение считается жадностью.

Когда набирать и святить воду

Многие считают, что вода в Сочельник и на Крещение имеет разные свойства. Однако двойной чин освященной воды присущ только Русской Церкви. Считается, что наибольшей силой обладает вода в ночь на Крещение. Поэтому на вопрос, когда набирать крещенскую воду 18 или 19 числа, ответ прост. Воду желательно набирать именно ночью.

Праздничная служба проходить в церкви вечером накануне Крещения. После чего у источника происходит Великое водоосвящение. Однако из-за того, что расстояние между селами в России большое, и не в каждой деревне есть своя церковь, возник обычай освящать воду повторно и на сам праздник Крещение. Это позволяет каждому желающему добраться на церкви, чтобы набрать крещенской воды. Однако по традиции лучше взять воду в Сочельник после праздничной службы. Но если нет возможности взять освященную воду в Сочельник, то можно набрать ее и 19 января. Но вода, освященная в Сочельник и на Крещение, обладает аналогичными свойствами, поэтому набирать ее дважды точно не стоит.

Основные свойства крещенской воды и лечение ею

Крещенская вода – одна из наиболее сильных, поэтому она помогает от болезней и укрепляет дух. Пить такую воду необходимо понемногу. Считается, что если ежедневно выпить по чайной ложке крещенской воды, то проблем со здоровьем не будет. Утром следует встать, перекреститься, поблагодарить Бога за новый день и помолиться. После чего выпить чайную ложку святой воды натощак. Если человеку назначены какие-либо лекарственные препараты, которые необходимо также пить натощак, то сначала нужно выпить святую воду, а после этого уже лекарства. Только после этого можно завтракать и заниматься привычными делами.

Православные христиане считают, что святая вода является лучшим лекарством от душевных и телесных недугов. Детям при болезни также рекомендуется давать по чайной ложке крещенской воды. Но не стоит забывать, что такая вода будет иметь силу только в том случае, если человек верит в Бога и в силу воды. Как говорится, с верой даже ложечка поможет, а без веры и полканистры не поможет. Также крещенской водой можно умыть больного. Женщинам в критические дни воду пить не рекомендуется. Но если женщина в эти дни заболела, то крещенская вода поможет и ей.

Существует также традиция освящать свое жилище при помощи крещенской воды. Делать это рекомендуется в сам праздник. Однако если возникли проблемы, частые ссоры или финансовые потери, окропить жилище крещенской водой можно в любой день. Этим мы просим благословения своего дома у Господа, просим помощи в богоугодной и честной жизни. Также этот обряд позволяет защитить жилище от нечистой силы. Перед тем, как окропить крещенской водой дом, хозяйка должна начертить кресты над всеми дверями и окнами в доме. Это даст дополнительную защиту от злых сил.

Как набирать и хранить крещенскую воду

Освященная вода является святыней, которая требует к себе благоговейного отношения. Поэтому хранить ее нужно около домашних икон. Она обладает удивительной силой, поэтому не портиться на протяжении нескольких лет.

Если у вас нет возможности посетить храм, чтобы набирать святую воду в 2018 году, вы можете набрать воду из-под крана. Делать это нужно с 00.10 до 01.30 в ночь на Крещение. Воду из-под крана можно набрать и в другое время 19-го января, но именно в этот период она считается наиболее сильной. Безусловно, такую воду нельзя назвать святой, но она также обладает уникальными метафизическими свойствами. Не смотря на то, что освящения воды не происходило, любая вода в этот день обладает уникальными свойствами.

Крещенская вода в отличие от обычной длительное время не портится и сохраняет прозрачность. Поэтому ее необязательно хранить в холодильнике. Даже в прохладном темном месте она способна храниться на протяжении нескольких лет без появления неприятного запаха и вкуса, а также оставаясь идеально прозрачной. Однако хранить крещенскую воду необходимо исключительно в стеклянной емкости, закрытой бумажной салфеткой.

Традиции в Крещение

Все традиции и обычаи этого праздника так или иначе связаны с водой. После утреннего богослужения принято отправляться к реке или другому открытому водоему. Каждый присутствующий должен набрать и реки воду, которая в этот день является святой. Раньше считали, что чем раньше наберешь воды из реки, тем большей силой она будет обладать.

Существует также традиции купаться в этой день в реке. Считается, что простудиться в Крещение от купания в ледяной воде невозможно. Девушки в этот день умывались в реке. Считалось, что это помогало долго сохранять молодость и придавало красивый цвет лица.

Несколько дней после праздников было запрещено стирать в реке. По поверью, при погружении священником в воду креста оттуда выпрыгивала нечистая сила. А по грязному белью нечисть могла забраться обратно в реку. Чем дольше женщины не будут стирать после праздника, тем больше нечисти вымерзнет.

Похожие публикации