Трудовое право. Заполнение. Отпуск. Трудовой договор. Увольнение

Начало индикта – церковное новолетие. Новолетие: Новый год по церковному календарю Новолетие в христианстве

14 сентября (1 сентября по юлианскому календарю) Православная Церковь празднует церковное новолетие (начало церковного года), в соответствии с византийской традицией называемое также Началом индикта.

Инди́кт — это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося 15-летнего промежутка времени (так называемого «индиктиона»), от одной индикции (переписи) к другой. Первоначально индиктион (от лат. indictio — «объявление») означал, введенный Диоклетианом, чрезвычайный налог на зерно, который определялся на основании переписи населения, производившейся один раз в 15 лет. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам.

В 312 году, при императоре Константине Великом, 15-летний индиктион стал использоваться и в летосчислении (взамен языческого 4-х летнего периода исчисления по олимпиадам), индиктом назывался номер года внутри такого цикла. Существует несколько видов индиктов в зависимости от того, с какого числа отсчитывается начало года. Наиболее древним является греческий индикт, с началом года 1 сентября. Цикл индиктов, совместно 28-летним солнечным циклом, лёг в основу юлианского периода.

Установление же Нового года (и церковного новолетия) именно 1 сентября имеет две версии. По одной - с 1 сентября начинался налоговый год в Византийской империи (он назывался индикт). Поэтому и церковный год начинался с этой даты.

По другой версии, именно 1 сентября святой равноапостольный император Константин Великий в 312 году одержал победу над римским правителем Максентием. Именно в этой битве святому Константину было явлено изображение Креста на небе. Данная битва открыла дорогу к подписанию в 313 году Миланского эдикта - знаменательного документа, который уравнял в правах христиан и язычников, узаконив Православную Церковь. Этот документ пресек гонения на христиан и позволил им свободно развиваться.

Отцы I Вселенского Собора в 325 году в память об этом великом событии постановили начинать Новый год с 1 сентября - с дня, ставшего началом «свободы христианской».

С принятием христианства Русь усвоила византийское летоисчисление от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) и индиктионы. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта - так исчисляли начало года все древнерусские летописцы. Только в 1492 году (в 7000 г. от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия - началом года официально стало 1 сентября, которое на протяжении двух веков отмечалось как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное». Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования, поскольку в старину учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с церковного Новолетия - 1 сентября, и эта традиция распространилась на все учебные заведения.

Богослужение на Церковное новолетие (начало индикта)

В Русской Православной Церкви слово «инди́кт» сохранилось в церковном Уставе и служит для обозначения годового круга богослужения . Начало индикта, или начало новолетия, приходится на 1 сентября юлианского календаря и является церковным праздником.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исаии (Ис 61:1-2) о наступлении лета Господня (Лк. 4:16-22). «Лето Господне» в русской Синодальной Библии (как в пророчестве Исайи, так и в цитате этого пророчества в Евангелии от Луки) - это оставленное без перевода славянское слово, буквально означающее «год». В библейском контексте речь идёт о времени, называемом «День Господень». Это время, когда «Бог посетит народ Свой», то есть пошлёт давно ожидаемого Мессию, и Он устроит на земле теократическое Мессианское царство. Когда же всем знакомый «сын Иосифа» (который ещё недавно здесь плотничал и выполнял их заказы!) даёт понять, что знаменитое пророчество относится к Нему, - то это воспринимается как богохульство и вызывает возмущение («все… исполнились ярости» ). Иисуса выгоняют из города и даже хотят столкнуть с горы.

В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» .

Великий Индиктион

С понятием Инди́кта или простого Индиктио́на связано еще одно понятие - Пасхалии , Великого Индиктио́на или, как его называли на Руси, Миротворного Круга .


Миротворный круг (схема Зелинского)

Великий Индиктио́н , в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Это период времени продолжительностью в 532 года - такое число получится, если солнечный круг, состоящий из 28 лет, помножить на лунный круг, состоящий из 19 лет (28×19=532). Дело в том, что через 532 года все церковные праздники - неподвижные (например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же числа месяца и дни недели . Это определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Так по византийскому счету от Сотворения мира (5508 год до Р.Х.) сейчас идет 15-й Великий индиктион, который начался в 1941 году .

Миротворный круг юлианского календаря представляет собой совершенное творение в области летоисчисления, гармонично сочетающее в себе систему религиозных, астрономических и гражданских аспектов измерения времени. А.Н. Зелинский наглядно представил Миротворный круг в виде круговых таблиц (см. рис.), по которым без сложных вычислений определяется дата Пасхи. Шкала Миротворного круга простирается в прошлое и будущее, отражая вечное круговое течение времени и циклическую повторяемость астрономических явлений по числам юлианского календаря.

Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 2:
Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.

Кондакт, глас 2:
В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

Большинство населения России считают себя православными. Понятно, что не все из них регулярно ходят в храм и участвуют в церковных таинствах, но и так или иначе отмечают многие. Да и СМИ теперь регулярно сообщают нам о православных праздниках и постах… Но положа руку на сердце признаемся себе, все ли мы понимаем, зачем нам каждый год вспоминать одни и те же давно прошедшие события, то, что случилось тысячу или две тысячи лет тому назад? Какое это имеет значение для нас сейчас? Автор попытался дать ответы на эти вопросы.

Праздник – это созерцание Бога и Его славы открытым лицом, что доступно пока только ангелам и святым, уже пребывающим на небе. Наши земные праздники – это символ и подобие небесного торжества, как хор, поющий в храме богослужебные песнопения, символизирует и в меру сил подражает хору ангелов, на духовном небе славословящих Творца всяческих.

По своей духовной немощи и малоопытности большинство из нас не умеет молиться, не знает, как и за что славословить Бога, какими словами и о чем должно и можно Его просить; еще не испытали на собственном опыте, что значит «преклонить колена сердца» пред Господом, не научились «устраняться суетного мира, ум на небеса преложив», и, говоря словами апостола Павла, еще не нашли и не ощутили Бога, «хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17: 27).

Этому мы можем научиться у святых, у тех, кто многими пота ми, а часто собственными страданиями и даже своей кровью стяжали благодать Святого Духа, вступили в непосредственное богообщение и передали нам свой опыт познания Бога, составив молитвы, праздничные и будничные службы на каждый день церковного года. И для этого научения мы должны ежедневно молиться дома и как можно чаще приходить на службу в храм, если и не каждый день, как это делают монахи в монастырях, то, по крайней мере, в воскресные и праздничные дни, чтобы вместе со всей Церковью боговдохновенными словами древних псалмов и христианских гимнов воздавать Богу хвалу за Его милость, благость и неизреченную любовь к Своему норовистому и, по большому счету, неблагодарному творению.

Священномученик Сергий (Мечёв), пострадавший за Христа в начале прошлого века, говорил, что совершаемое здесь, на земле, богослужение есть последовательное раскрытие во времени тайн вечности. А для каждого верующего оно есть путь, ведущий нас к вечной жизни. Поэтому церковные праздники представляют собой не случайное собрание памятных дней, но сияющие в нашем временном мире точки вечности, прохождение через которые подчиняется неизменному духовному порядку. Точки эти сменяют друг друга в определенной последовательности, как ступени единой лестницы духовного восхождения, так что, стоя на одной из них, мы уже видим свет, озаряющий нас с другой ступени. Тайна богослужения есть величайшая из тайн Церкви, которую мы сами не можем постигнуть сразу. Но она открыта святым. Поэтому, только входя в их опыт через те молитвы и богослужебные песнопения, в которых они его запечатлели, прося их помощи за нас грешных, мы начинаем прикасаться к этой тайне. И по мере того как через это в нас будут рождаться и возрастать элементы вечности, мы начнем понимать, что наша жизнь есть только путь, ведущий к ней. И тогда, после исхода из сей жизни, мы, быть может, сподобимся Вечного Царства, уготованного Господом для тех, кто уже на земле начал входить в Его Вечную Память, которая есть величайшее достижение для человека, идущего от дольнего к горнему.

Всем православным христианам важно научиться понимать церковный календарь, читать его как книгу, повествующую о спасении Богом человеческого рода от власти сатаны, о преображении человека, о победе над грехом и смертью. Однако чтобы по-настоящему понять эту книгу, ее надо прочитывать собственной жизнью, или, как говорил , «жить жизнью Церкви». И тогда прожитый нами в Церкви очередной год станет не просто «прошлым годом» нашей биографии, а новым витком на восходящей спирали, приближающей нас к «небу небес».

Заметим, что церковный год начинается не 1 января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), и потому заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября). Поэтому первый большой праздник церковного года – Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний – Ее Успение (15/28 августа) – переход из временной жизни в вечную. Во временных границах, обозначенных двумя этими событиями, протекает год жизни православного христианина, который должен быть наполнен для него глубоким духовным содержанием и смыслом.

Символически рождаясь вместе с Приснодевой в начале церковного года, христианин призывается прожить предстоящие двенадцать месяцев, дарованных ему Богом, как время, благоприятное для спасения – духовного и телесного труда по очищению себя от греховных страстей и стяжанию добродетелей, – так, чтобы закончить год, уподобившись в них совершенству Богородицы, Которая была удостоена за то блаженного завершения сей временной жизни – Успения – и воссоединения со Своим сыном Иисусом Христом.

Этот путь длиною в год Церковь, как вехами, обозначает малыми и большими праздниками, главные из которых (8/21 сентября), (14/27 сентября), (1/14 октября), (21 ноября / 4 декабря), (25 декабря / 7 января), (1/14 января), (6/19 января), (2/15 февраля), (25 марта / 7 апреля), (Вербное воскресение), Пасха Христова, (24 июня / 7 июля), (29 июня / 12 июля), (6/19 августа), (15/28 августа). А также периодами особенного телесного и молитвенного делания – многодневными постами. Это посты Рождественский, Великий, Петровский (или Апостольский) и Успенский.

Не у всех перечисленных выше праздников проставлена дата. Это не случайно. Православный календарь представляет собою соединение Месяцеслова (или Святцев) и Пасхалии. Месяцеслов указывает на имена святых, чья память празднуется в тот или иной день месяца, а также непереходящие (или неподвижные) праздники, которые имеют постоянную календарную дату. Пасхалия определяет подвижную дату праздника Пасхи и всех зависящих от нее переходящих праздников (Вербное воскресение, Вознесение, Троица), которые не имеют постоянной даты в календаре, но перемещаются в зависимости от дня празднования Пасхи. Так происходит потому, что Месяцеслов связан с солнечным календарем, а Пасхалия – с лунным.

Правилами Православной Пасхалии определено праздновать Пасху Христову в первое воскресение после первого весеннего полнолуния, последовавшего за днем весеннего равноденствия 21 марта (по юлианскому календарю). Поэтому православная Пасха отмечается в разные годы в период от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю (то есть от 4 апреля до 8 мая нового стиля), приходится почти на середину церковного года и в календарном, и в духовном смысле является его центром.

Прежде чем перейти к рассказу о великих праздниках, скажем еще несколько слов о сути церковного праздника.

Радость праздника

Православный христианин, живущий духовной жизнью, то есть старающийся жить по-евангельски и потому строго судящий себя за нарушение заповедей Божиих, приходит к празднику с сознанием своей греховной немощи, видением своих неизжитых греховных страстей и привычек, своей непобеды над грехом, исповедует это в таинстве покаяния и просит за это у Бога прощения. Но одновременно он приходит в храм с надеждой и искренне просит и ожидает от Господа милости и помощи, которые Христос подает нам, соединяя с Собой в таинстве Евхаристии, и без участия в этом таинстве человек, по слову Спасителя, не может наследовать жизни вечной (ср.: Ин. 6: 26–59).

У каждого праздника своя благодать, свое откровение таин Божиих, хотя и подается она от одного Святого Духа. И потому, ожидая праздник, христианин должен подготовить себя к принятию благодати – жизнью по заповедям, добрыми делами, молитвой, чтением Священного Писания и духовной литературы, а когда надо, и длительным постом, ибо благодать действует в человеке сообразно его устроению и готовности вместить ее.

Суть православного праздника заключается вовсе не в праздничной трапезе («яствах и питии»), не в провозглашаемых за столом тостах и многолетиях, не в том, как украшен храм (березками, елями или вербами), а в радостном ожидании и в самой встрече человека со своим Господом, Который приветствует приходящего к Нему – пусть и грешного, но искренне кающегося в своем несовершенстве (ибо «Бог и намерение целует»). В праздник Господь особенным образом открывает Себя человеку, дарует верующим – Своим ученикам – радость Свою совершенную (см.: Ин. 15: 11), которой никто не может отнять (см.: Ин. 16: 22). В праздники Господь вновь и вновь призывает нас к Себе, извлекая из суеты будней и тины наших страстей, приподнимает над бренной землей, открывая нам Царство Свое будущее, уже пришедшее в силе. И это Царство Божие – внутрь нас есть.

Освободить душу от привычных забот, «упразднить», очистить от греховных помыслов и нечистых желаний, чтобы в это уготовленное место вошел Господь, – вот задача истинного «празднолюбца» – верующего христианина, идущего в храм на праздник. А вовсе не то, что совершают многие: поставил свечку, перекрестил лоб, помазался маслицем у священника, да и бегом домой к телевизору. А то и того не делают – заглянул в календарь: «Праздник что ли? Ну, так у нас, православных, есть повод по рюмочке…»

Нет, не для того Бог сошел на землю, стал Человеком, учил заблудших, насыщал голодных, исцелял болящих, был гоним соплеменниками, предан ближайшим учеником, распят на Кресте, воскрес и перед Своим Вознесением дал повеление ученикам проповедовать Евангелие по всему миру и крестить все народы. Не для того! Так постараемся стать достойными учениками Христа! И если будем не слушателями только, но и делателями слов Его, то, заслышав в храме: «Приидите, празднолюбцы! Возрадуемся Господу и Его Пречистой Матери и святым Его!», «Хвалите имя Господне…», сердце наше будет исполняться неотмирной радостью, а душа приходить в восторг. Потому что только у нас есть такой Бог – милующий кающихся, прощающий согрешающих, страдающий со страдающими, давший заповедь любви до смерти (см.: Ин. 15: 12–13) и Сам первый исполнивший ее, распявшись за нас на Кресте… Только у нас есть такой Бог, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить, и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10: 45).

Те же, кто еще не испытал на себе действия благодати Божией и скучает, стоя на праздничной службе в храме, пусть вспомнят слова Спасителя о молитве: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам», ибо «Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7: 7, 11).

Дерзайте – и вера наша спасет нас!

Итак, церковный год начинается не в январе, а в сентябре. Кратко расскажем, почему и когда это случилось.

В этот день Православная Церковь празднует церковное новолетие – начало нового церковного года, которое в соответствии с византийской традицией именуется Началом индикта.

В Римской империи начало индикта было началом финансового года. Сам индикт – одна пятнадцатая часть индиктиона – 15-летнего промежутка времени, который утвердился при императоре Константине Великом. Официальное византийское счисление по индиктионам начиналось с 1 сентября 312 года. В христианской Церкви календарное счисление по индиктам было введено в царствование Юстиниана I (527–565).

Кроме привычного нам года, в котором через 12 месяцев всё возвращается к своему началу, в юлианском (то есть церковном) календаре есть еще «полный церковный год» продолжительностью почти в полтысячелетия, называемый также «Великим индиктионом», а на Руси – Миротворным кругом. Дело в том, что через 532 года все церковные праздники – неподвижные (например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же числа месяца и дни недели. Так, в 2011 году Пасха была тогда же, когда она была 532 года назад по юлианскому календарю, то есть в 1479 году. По византийскому счету от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) сейчас идет 15-й Великий индиктион, который начался в 1941 году.

Миротворный круг юлианского календаря представляет собой совершенное творение в области летоисчисления, гармонично сочетающее в себе систему религиозных, астрономических и гражданских аспектов измерения времени. А.Н. Зелинский наглядно представил Миротворный круг в виде круговых таблиц (см. рис.), по которым без сложных вычислений определяется дата Пасхи. Шкала Миротворного круга простирается в прошлое и будущее, отражая вечное круговое течение времени и циклическую повторяемость астрономических явлений по числам юлианского календаря.

С принятием христианства Русь усвоила византийское летоисчисление от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) и индиктионы. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта – так исчисляли начало года все древнерусские летописцы. Только в 1492 году (в 7000 г. от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 сентября, которое два века отмечалось как церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба – «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника вся процессия шла в храм для совершения Божественной Литургии.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования, поскольку в старину учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с церковного Новолетия – 1 сентября, и эта традиция распространилась на все учебные заведения.

Со времени пришествия в мир Спасителя человечеству дарована Богом возможность спасения – избавления от несвободы (рабства греху), стяжания добродетелей (богоподобного совершенства) и даже обожения. Именно это должно быть целью и содержанием всей жизни христиан, а более конкретно – наступающего нового церковного года.

Святые учат нас, что каждый день, каждый год своей жизни человек должен жить как последний, за которым его ждет строгий и нелицеприятный суд Божий. Потому и наступивший год, как и любой другой, надо использовать с духовной пользой, больше заботясь о своей душе, ища «прежде Царства Божия и правды Его», веруя словам Христа, что тогда все остальное приложится нам (Мф. 6: 33).

Поэтому и в песнопениях праздника говорится, что Господь в мир пришел, ища «удобрити создание» Свое, «завещав уставы и лета, во спасение наше». Прославляя и благодаря Христа в праздничных песнопениях за Его жертвенный подвиг ради спасения человечества, Церковь «приносит», то есть посвящает, новый церковный год Творцу мира, Который «нам, мудростию времена и лета положил». «Начало лета» (то есть года) мы посвящаем Начальнику нашего спасения Христу. Это значит, что мы, верующие христиане, даем обещание посвятить весь наступающий год Богу – служить Ему, а не своим греховным желаниям. И это служение Благу, Добру должно направить нас на борьбу со грехом в себе и вокруг нас, к возрастанию в добродетелях, как и сказано в псалме: «уклонись от зла и сотвори благо». Потому Церковь просит за богослужением сподобить нас «житие начати, благоугодно Тебе, Владыко, с летным начинанием»; «сподобить начавшим лето (год)» и «скончати благоугодно», чтобы «многокружное лето» сие Господь благословил «благоплодием», увенчал «благословеньми»; чтобы нашим воздаянием за понесенные труды, за наше служение Добру стало познание Бога – истинного Блага – и наше «преложение (то есть изменение) к лучшим, мирное устроение», чтобы нам «славити вседетельную Его благость».

В тропаре праздника Церковь просит Бога: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны».

Петр Дамаскин, преподобный. Творения. Б.м. [М.: Скит], Б.г.. С. 78.

14 сентября (1 сентября по старому стилю) Православная церковь в России будет отмечать церковное Новолетие, или церковный Новый год. Если по календарю для обычных жителей мира Новый год наступает 1 января, то церковный календарь имеет свои особенности.

Отсчет нового года еще с периода древнего Рима велся с момента взимания налога, или индикта. Традиционно это делалось в первых числах осени, когда работы в поле заканчивались, и сборщики налогов могли прийти и забрать причитающееся императору. Позже император Константин Великий в честь своей военной победы разрешил христианам исповедовать свою веру и сделал это как раз в день индикта, или сбора налогов. С этого времени 1 сентября стало ассоциироваться не только с новым годом, но и с началом признания христианской веры.

С того времени Новолетие является началом индикта, или началом нового церковного года. Со временем смысл индикта как начала нового налоговго периода исчез и был заменен на христианское понятие Нового года. А Новый год в славянской традиции называется «Новолетие», с которым связаны многие народные приметы .

Новый год по церковному календарю

В наше время несмотря на то, что Новый год мы продолжаем отмечать традиционно 1 января, Новолетие не потеряло смысл. Дата праздника была перенесена с 1 сентября на 14 число в результате изменения календаря после революции 1917 года. А ровно через неделю после Новолетия — 21 сентября — верующие смогут отметить Рождество Пресвятой Богородицы — матери Иисуса Христа.

Как отмечают Новолетие

Верующие, несмотря на давно ушедшую церковную традицию праздновать Новый год в сентябре, не забывают этот праздник и продолжают его отмечать. В этот день верующие могут посетить праздничные службы, присутствовать на литургии и, конечно же, попросить у Бога удачи и счастья в Новом году. Однако не стоит просить немыслимых денежных богатств — такое желание в светлый праздник будет неуместно.

Не следует отмечать Новый год в одиночестве, ведь это семейный праздник, который нужно провести с близкими. Соберитесь семьей, позовите друзей. Теплая и семейная атмосфера действительно создаст новогоднее настроение.

В отличие от традиционного Нового года, который выпадает на самый разгар поста, в Новолетие не накладываются запреты на праздничный стол. В этот день вы можете побаловать себя и своих близких самыми лучшими угощениями. Согласно примете, чем богаче стол, тем больше достатка будет в следующем году.

Не забудьте про подарки. Не требуется приносить в дар что-то дорогое. Обычный скромный подарок от чистого сердца будет подходящим знаком внимания именно в церковный новый год.

В Новолетие, 14 сентября, во многих церквях пройдут праздничные богослужения, посвященные празднику. Несмотря на то, что Новолетие не отмечают пышно и торжественно, как традиционный Новый год, для православных верующих этот праздник знаменует начало новой жизни, нового года, который принесет свои радости и печали. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

11.09.2017 04:59

В православный крещенский сочельник христиане традиционно соблюдают пост и не едят до первой звезды, возносят...

Троица - один из самых почитаемых и любимых в народе праздников. Если правильно провести этот...

История происхождения праздника Новолетия в христианском мире.
Богослужебный церковный год начинается 1 сентября по старому стилю, по новому - 14 сентября. В этот день в церковном богослужении Церковь вспоминает о том начале проповеди Господа Иисуса Христа, когда в храме в Назарете Он прочел пророчество Исаии (Ис. 61; 1-2) о наступлении лета благоприятного (Лк. 4; 16-22). В этом указании Господа византийцы видели Его предписание о праздновании дня Нового года, а Священное Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II, созданной им в X веке, сказано: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник». В своем роде это был Божий промысел, проявившийся много позже Христовой проповеди в Его воплотившемся исторически свидетельстве - именно в этот день, 1 сентября, Константин Великий одержал победу над императором Максицианом, что открыло путь свободному развитию христианства на всех территориях Римской империи, включавшей в себя тогда и Византию. И сегодня на литургическом богослужении в Православной Церкви 1 сентября читается этот евангельский текст о начале проповеди Спасителя.

Конечно, вроде было бы логично предположить, что дата 1/14 сентября установлена в соответствии с итогом земледельческого года - урожай собран, самое время для благодарения Бога, и, чтобы следовать древней традиции, и день Новолетия примерили к этой дате. Отчасти так оно и есть, но в целом Новолетие - древняя духовная христианская традиция.

После победы над римлянином-язычником 1 сентября 312 года Константин Великий объявил для христиан свободу вероисповедания, проведения богослужений, и многие языческие капища были отданы под христианские храмы. В память об этой победе на I Вселенском соборе 325 года и был установлен праздник церковного Новолетия, иначе - индикт.

Понятие индикт было введено много позже, в VI веке, при императоре Юстиниане I, который ввел в христианской Церкви календарное счисление по индиктам, или индиктионам (от латинского indictio - объявление, указание). Раз в 15 лет 1 сентября по Римской империи собиралась дань.

Объявлялись размер податей, которые следовало собрать в данном году, переоценка имений. Из этих сборов, которые, кстати, начались еще при Константине Великом, отчислялась воинская пенсия - срок службы тогда был 15 лет. (Оцените разницу с нынешней срочной службой в отсутствие войны.) Так что византийцы, в отличие от нас, измеряли вехи не десятью, как мы сейчас, а пятнадцатью годами.

Впрочем, ранее и в Византии, и в Риме было известно и мартовское летоисчисление, восходящее к восточному, древнейшему летоисчислению, отраженному во времяисчислении Египта, Ассирии, связанном с мифами об Осирисе, Гильгамеше и пр., с приходом астрономической весны, так что Новолетие 1 сентября - поздневизантийское исчисление дня этого события.

Византийцы ввели еще одно временное понятие Великий индиктион - 19 пятнадцатилетий, то есть 532 года. Эта с виду неудобная, некруглая дата имеет астрономическое обоснование: восточные мудрецы были прекрасными астрономами и знали, что каждые 532 года начала орбитальных кругов Солнца и Луны совпадали. Такое положение Земли сложилась и в тот день, когда Господь наш Иисус Христос вышел на проповедь со словами пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать... проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18, 19).

Это было первое Господне свидетельство об исполнении пророчеств Ветхого Завета о пришествии Мессии, и что тем началось время Нового Завета. На Востоке, где астрономия занимала одно из первейших мест среди наук, волхвы именно по взошедшей в момент рождения Христа звезде определили место Его Рождества.

«Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос - принес, следовательно, для душ лето приятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать и силою ее наслаждается в себе летом приятным», - писал о Новолетии святитель Феофан Затворник.

Новолетие на Руси.
Несмотря на то что Русь приняла христианство в конце Х века, процесс христианизации Руси длился долго и закончился примерно в конце XV века. Тогда гражданское празднование Нового года 1 марта и Новолетия расходились - мы находим свидетельство того у всех древних летописцев, в том числе у преподобного старца Нестора.

С 1492 года Новый год и Новолетие 1 сентября были совмещены государственным решением. В Москве на Соборной площади Кремля сооружался помост. С него митрополит и великий князь объявляли о смене года, священнослужители святили воду и митрополит с поздравлениями кропил правителя и народ. Так совершалось это торжество. Многие важные государственные события были приурочены к Новолетию и Новому году: например, венчание на царство Бориса Годунова в 1598 году. В Новолетие с помоста представляли наследника престола по достижении им 14 лет - совершеннолетие в старину наступало раньше, чем сейчас.

С начала царствования царя Алексея Михайловича Романова, отца царя реформатора Петра, в XVII веке день Новолетия был посвящен благотворительности: нищих кормили, оделяли теплой одеждой, обувью перед холодной русской зимой, досыта кормили, выдавали милостыню. Простой народ получал подарки, заключенные в темницах тоже не оставались забытыми - их посещали и также оставляли им милостыню и еду лучше обычной тюремной.

Но так длилось недолго. Петр I указал в 1699 году, глядя на западные традиции, перенести гражданский Новый год на 1 января, хотя духовное празднество так и сохранилось за 1 сентября.
С той поры Новолетие утратило прежнюю старинную торжественность, чин летопроводства - провожания годичного церковного круга теперь ограничивается кратким молебном.

Новолетие вместе с гражданским Новым годом праздновалось в день 1 сентября до прихода на трон Петра Великого, который в 1699 году указал перенести день Новолетия на 1 января, в том числе тут же был и указ украшать жилища новогодними елками, опять же в подражание западной традиции. Но в богослужебных книгах приход нового духовного лета остается за 1 сентября. Хотя празднование это утратило былую торжественность, по Типикону - своду указаний по проведению праздничных богослужений - этот день считается малым Господским праздником: «Начала индикта, сиречь новаго лета». Он соединен с праздничной службой в память преподобного Симеона Столпника, по совпадению обеих дат. В годичном кругу православных праздников первым после Новолетия наступает праздник Рождество Пресвятой Богородицы - 8/21 сентября. Это также символично. С Нее начинается новое время в истории человечества, ибо пройдет время, и через Невесту Неневестную к нему придет Спаситель всех.

А 31 декабря, в канун Нового года, около 18.00 во многих храмах в честь начала гражданского Новолетия, вернее, «новозимия», совершаются краткие молебны.

О церковном же Новолетии известный русский философ и богослов протоиерей Сергий Булгаков сказал: «В Новолетие обостряется откровение вечности... Поворотные времена и сроки говорят нам о нашем рождении и смерти, о вступлении в мир и исхождении из него, о гранях жизни, ограниченной во времени.

Когда наблюдаешь, как течет время, испытываешь чувство легкости, свободы от времени, взлета над ним.

Мы живем во времени, но носим образ вечности, такова противоречивость нашего тварного бытия, но это и знак свободы от него, знак свободы детей Божиих»1.
(1.Булгаков Сергий, протоиерей. Слово к Новолетию. Слова, поучения, беседы. Париж, 1987. С. 129.)

Тропарь индикту (церковное Новолетие), глас 4-й:
Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава: глас 3-й:
Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Прещедрый.

И ныне: глас 2-й:
Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый благослови венец лета
благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.

http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/topic_12774/

Церковное новолетие - это особое событие, необычный праздник в православном календаре. Альтернативное название - «начало индикта», то есть начало нового церковного года.

Абсолютно все праздники в церковном календаре зациклены, то есть идут по кругу. Многие ошибочно считают, что новый год для церкви наступает в день Рождества Христова, но это не так, несмотря на то, что по хронологии событий это вроде бы правильно. Раньше новый церковный год начинался 1 сентября — теперь это происходит 14 числа того же месяца. Таким образом, первый большой праздник в новом индикте — Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября.

История праздника

Индикт — это период, в конце которого в Римской империи собирали подать с населения, то есть налоги. Потом 1 сентября в империи превратилось в Новый год. Еще позднее восточная христианская церковь приняла новолетие за начало церковного календаря. Из-за этого 1 сентября стало настоящим церковным праздником, в который проводились литургии уже с 6 века. Люди молились о благословении на новый период, о здравии, о счастье.

Как только на Русь пришло христианство, заместившее язычество, праздник новолетия был сразу перенят у восточной церкви, поэтому он существует всю православную историю. Обычный календарь тоже стал начинаться с 1 сентября. Это был аналог Нового года, отличающийся от современного тем, что люди ходили в церковь и молились дома, а не гуляли и предавались веселью.

Так было около 700 лет, пока Петр I не решил сделать празднование Нового года 1 января — в день Рождества Христова. По сей день мы празднуем Новый год именно 1 января, однако церковь празднует новолетие 14 сентября, как и раньше. Одно другому не мешает, поэтому никто не остался в обиде после переноса начала календаря.

Начало индикта в 2018 году: традиции праздника

Теперь этот день немного запаздывает из-за перехода к новому стилю. 14 числа в церкви можно встретить много родителей с детьми, которых батюшка благословляет на успешную учебу, наставляет на путь истинный.

14 сентября завершаются все основные работы по огороду, сбор урожая. В этот день принято читать молитвы Сергию Радонежскому о помощи в работе, учебе и делах . Осень располагает к тому, чтобы заканчивать важные дела и начинать что-то новое.

Исповедь и причастие — одна из главных традиций на новолетие. Начало индикта связано с очищением, с очередным этапом жизни. Входить в новый период нужно очищенными и свободными от греха. Церковнослужители настоятельно рекомендуют причащаться всей семьей в этот праздник.

В церкви на богослужении вспоминается, как Иисус Христос вошел в синагогу в Назарете и сказал: «Я пришел исцелить вас, сердцем сокрушенных». Вечером накануне праздника служится великая вечерня. Церковнослужители рекомендуют присутствовать в храме всем, кто может выделить пару часов свободного времени. Если по какой-то причине у вас не получится это сделать, то прочитайте дома молитву:

«Господь наш, благослови Твоих рабов грешных (называете имена) на весь будущий год, дай нам силу, укрепи веру нашу и исцели раны наши, дабы могли мы безропотно следовать наставлениям Твоим. Будь к нам милостив и прости нам все прегрешения вольные и невольные. Аминь».

Прочитайте молитву вечером 13 сентября перед сном, желательно в уединении, спокойствии и тишине. Можно прочитать ее и 14 сентября, если вы вдруг забудете сделать это накануне.

Это светлый и важный праздник, в который принято дарить подарки и помогать друг другу. Проводите время рядом с любимыми и близкими людьми. Прочтите молитвы на сон грядущий , чтобы получить благословение на весь следующий церковный год. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

13.09.2018 04:36

В православный крещенский сочельник христиане традиционно соблюдают пост и не едят до первой звезды, возносят...

Похожие публикации